Что такое рукопашный бой?
Вернемся во времена, когда как минимум нож висел на поясе каждого вольного мужчины, а матери не говорили своим сыновьям, что «драться — это плохо».
Современные любители боевых искусств, воспитанные законодательной системой предпоследнего века, часто имеют весьма своеобразный взгляд на рукопашный бой.
Для них РБ — это бой руками и ногами, в то время как фактически это всего лишь вспомогательный, второстепенный раздел. Что же такое настоящий рукопашный бой?
Обратимся к истории, к тем временам, когда как минимум нож висел на поясе каждого вольного мужчины, а матери не говорили своим сыновьям, что драться — это плохо.
Многие из наших современников почему-то думают, что кулачные бои (в частности, бои стенка-на-стенку) — это и есть рукопашный бой. Но это совсем не так.
Кулачный бой (равно как и тот же муай-тай, проводившийся на праздниках земледелия) — это ритуальные поединки, чьей целью вовсе не являются травмы, или смерть. Да, были случаи, когда боец отправлялся в мир иной, но это исключение, а не правило.
В кулачных боях были правила, целый ряд, которые сурово регламентировали их проведение. По народной терминологии кулачный бой — это не смертный бой.
Кулачный бой — это забава, жестокая, но забава, и к рукопашному бою отношение имеет только опосредованное. Например, кулачные бойцы учились терпеть боль, закаляли дух.
В стенке они учились держать строй, выполнять какие-то тактические маневры, необходимые для рукопашного боя, но не более.
Единственным видом стеночного боя, который мог применяться в обучении рукопашному боя является палочный бой — запрещенный еще в 17-ом веке из-за повышенной жестокости. Кстати, есть мнение, что именно для палочного боя была создана борьба на вороток — когда борцы делают предварительный захват одежды у воротника одной рукой и проводят броски ногами (с помощью захвата-рычага).
Вторую руку либо использовать вообще нельзя, либо только в момент броска. Считается, что во второй, свободной руке должна быть палка, имитирующая меч — и поэтому в борьбе можно пользоваться только одной рукой.
Так что же такое настоящий рукопашный бой?
Перейдем в глубь времен, в эпоху суровых самураев — и что же мы видим? То, что сегодня называется дзю-дзюцу, было вспомогательной техникой — заломные приемы применялись только для того, чтобы обезоружить вооруженного противника.
Также почиталась борьба — на близкой дистанции, вплотную, трудно ударить противника мечом, а, учитывая доспехи и шлем, голыми руками вред ему нанести нельзя. Единственный выход — повалить броском и там уже заколоть или затоптать.
По крайней мере, свалить с ног и тем самым выключить из боя.
Кстати, айкидо — это кендзюцу без меча. Известно, что до создания айкидо Морихей Уэсиба прошел школу кендзюцу, а затем три школы дзю-дзюцу. Перемещения, движения — все рассчитано на меч в руке (или отбор меча у противника).
Следовательно, для хорошего овладения айкидо нужно сначала позаниматься кендзюцу.
Ту же картину в средневековье мы видим и в Европе — Тальхоффер и Ауэрсвальд практически ничего не пишут о кулачном бое. Зато борьбы и использования холодного оружия в их книгах навалом.
В европейской борьбе у противника часто в руке был кинжал (или схожее оружие), а сами техники весьма схожи с тем же дзю-дзюцу. Случайность?
Или общие законы эволюции на планете?
Углубимся еще дальше.
В Древней Греции кулачный бой в отличие от борьбы вообще не относился к воинским искусствам. По той же самой причине — противника в доспехах бесполезно бить кулаком (только руки травмируешь), а вот свалить его с ног — вполне реально.
Перейдем к обучению в разных странах и эпохах.
В Греции, в Китае (вспомним байки про мастеров), в монастырях различных рыцарских орденов (Ливонский, Тевтонский и др.) обучение начиналось с ОФП (общей физической подготовки). В Китае ученики выполняли всю тяжелую физическую работу; то же самое в христианских монастырях делали послушники.
Далее СФП (специальная физическая подготовка): кручение палки, переходящее в фехтование (при раскопках находят деревянные мечи), верховая езда, охота,
И под конец участие в первых вылазках, и затем полноценное участие в походах и сражениях (то есть, сам рукопашный бой).
Основатель первого ордена, живший в IX веке, французский рыцарь из Прованса Годфруа де Прей, определял в качестве главного требования к членам ордена усвоение семи навыков, образовавшихся в рамках мистицизма, связанного с цифрами. В соответствии с этим юношам из аристократических семей следовало научиться: 1) ездить верхом, 2) плавать, 3) охотиться, 4) стрелять из лука, 5) сражаться.
Их обучали: 6) развлекательным играм на площадках и игре с мячом для службы при дворе, а также 7) искусству чтения стихов, необходимому для придворного с хорошими манерами, и основным танцевальным движениям. Позднее возникли многочисленные местные орденские уставы, но и в них основой физического воспитания остались семь рыцарских навыков.
К физическим упражнениям сельского населения можно отнести народные игры. Игры сельского населения, включая традиционные состязания, формировались под влиянием местных обычаев. Победители в играх завоевывали авторитет и признание.
Сильнейшие в деревне метатели камней, самые выносливые танцоры, ловкие охотники и борцы получали всеобщее признание, материальное поощрение и социальные привилегии. В состязаниях девушек можно было увидеть мотивы возможного выбора супруга, так как о женщинах судили лишь по их мужьям.
Физические упражнения в этот период были разнообразными — борьба, метание камней, бег, борьба с палками, бег на коньках, скачки, танцы, разнообразные игры с битой, лаптой, чучелами. Решающее слово в определении победителей было за общиной.
В наше время в различные спецназы берут спортсменов — то есть, у кого уже наработана ОФП. Остается дать СФП и на её основе развить нужные навыки для применения оружия в любых условиях.
Как в наших, современных условиях применять всё вышесказанное при обучении в гражданской секции:
— Заняться ОФП от полугода до года: гиревой спорт, лыжи, кроссфит, гимнастика (т.е., виды, дающие комплексное развитие)
— Затем СФП: кручение палками а-ля современная казачья фланкировка шашками — вполне подойдет. После того как начнет получаться, начинать отработку ударов по болвану, сначала с места, затем — в движении.
Можно записаться в клуб нормального исторического фехтования.
Ну и бег змейкой, упоры, работа с деревьями, кувырки и перекаты — всё это СФП.
ОФП-СФП — на это уйдет точно год, при условии, что человек полный ноль.
— Потом переход на нож, изучение уже на базе палки ударам ножом по обмотанному тряпками столбу.
— И вот когда уже будет наработана база ударов палкой и ножом — переходят к обучению ударам руками-ногами.
В принципе, ОФП и СФП можно объединить, но только так: месяц ОФП, другой месяц — СФП.
Тогда таким образом время подготовки можно сократить до полугода.
Этот подход — от оружия к технике боя голыми руками является воинским. Народный (крестьянский) подход наоборот представлял собой изучение борьбы и кулачного боя в детстве-отрочестве, и постепенный переход к работе с оружием в юношеском возрасте.
В прежние времена люди были более крепкими, так как в отличие от современных людей, отягощенных гиподинамией и избыточным весом, они были вынуждены проводить практически все свое время на свежем воздухе, занимаясь физическим трудом — крестьяне, воины, ремесленники. Даже монахи, как правило, били поклоны целыми днями (кстати, тоже практика, о которой мало кто пишет), совмещая это с определенным дыханием и молитвами.
То есть, с ОФП у предков все было в порядке. Они были более жилистыми, с лучшим мышечным корсетом, и более выносливыми.
Думается, что многие из них отлично подошли бы под требования современного спецназа.
Кстати, есть версии, что рукопашный бой К.Т. Булочко (изначально фехтовальщика), а также РБ А. Кадочникова тоже основаны на фехтовании.
Резюме: рукопашный бой — это бой, прежде всего, на холодном оружии. Техники боя голыми руками являются вспомогательными и второстепенными.
Из-за законодательных запретов люди это забыли, но необходимо это хотя бы знать. Борцовские схватки тоже носили ритуальный характер в традиционном обществе, но в отличие от кулачного боя борьба имела также прикладное значение.
В наше время, когда доспехи (экипировку) носят только спецназовцы, ОМОН, и группы захвата, ударная техника (руками и ногами) имеет прикладное значение. В принципе ударная техника тоже стала прикладной как только появилось огнестрельное оружие, и доспехи ушли в прошлое.
Кстати, в дореволюционной российской армии проводились и бои стенка-на-стенку, и в то время это уже было оправдано, так как касок не было и в рукопашной схватке можно было спокойно бить противника рукой, не боясь ее травмировать.
Таким образом, нужно видеть всю картину целиком, и знать, что и откуда появилось.
Автор Михаил Диденко