«Формула-1» интереснее, чем кажется. проблема в телетрансляциях
Нужен прорыв в показе гонок.
После финиша гонки в Монте-Карло пилоты жаловались не невозможность опережать конкурентов, а зрители – на недостаток зрелищности. Фернандо Алонсо вовсе назвал заезд самым скучным в истории «Формулы-1» – не было ни драматических сходов лидеров, ни машины безопасности, ни собирающегося в кучу пелотона, ни развязки в споре за лидерство.
Обгонов действительно не хватало, но, во-первых, с ними на узкой трассе в княжестве всегда проблемы, а во-вторых, внимательные зрители могли с интересом следить за другими событиями: лидер потерял 25 процентов мощности силовой установки еще до наступления середины дистанции; один из топ-пилотов выбрал жесткие шины в надежде на дополнительный пит-стоп ехавших впереди конкурентов; самый аварийный гонщик сезона прорывался с последнего места без инцидентов. В конце концов, мы даже увидели красочное столкновение, вызванное поломкой тормозов на одной из машин.
Так что по своим меркам Гран-при Монако вовсе не был скучным – часть зрителей ощущала определенное напряжение. Да и вообще, глядя на победителя сразу после финиша, нельзя было сказать, что тот совершил легкую прогулку за кубком.
Недовольство пилотов объяснить легко – они значительную часть дистанции ехали вполсилы и не могли размениваться позициями, несмотря на значительную разницу в скорости. Причем временами возникали отчасти комичные моменты, когда, например, лидеры ехали медленнее замыкавшего пелотон Ланса Стролла на худшей машине.
Каждый из спортсменов видел лишь свою часть заезда и не владел полной информацией о происходящем, и потому не мог беспристрастно оценивать Гран-при.
Проблема – в освещении
Со зрительским недовольством все сложнее. Оставим пока в стороне требующую только аварий и обгонов группу болельщиков — этот широкий зрительский пласт нужно привлекать ярким шоу.
С ним получится что-то сделать лишь после 2021-го (или 2019-го – в зависимости от успеха новой «обгонной» аэродинамики) — пока же «Формула-1» должна научиться работать с имеющейся аудиторией: показывать и рассказывать о гонках так, чтобы у фанатов возникало четкое понимание происходящего, чувствовались трудности, встающие на пути пилотов, и нервозность боссов на командном мостике. Хорошие объяснения тактических действий конюшен во время Гран-при тоже нужны.
Это комплексная, многоуровневая проблема. Помимо базиса – аудитории, по-разному готовой к просмотру не самого простого в понимании вида спорта, на более высоких уровнях находятся телекомпании и телевизионная бригада самой «Формулы-1», от степени усилий которых и зависит восприятие гонок фанатами.
Во времена «царствования» Берни Экклстоуна «Формула-1» перекладывала ответственность за формирование зрительского понимания Гран-при на вещателей, однако довольно быстро стало ясно, что не все рассказывают о гонках одинаково. Причины – в бюджетах, уровне комментаторов и наличии реально разбирающихся и умеющих выражать свои мысли экспертов-пилотов.
Ведущим на некоторых каналах способностей и умений хватает лишь на перечисление отрывов – неудивительно, что их аудитория кричит о скучной «Формуле-1».
Лидер в области
Ближе всех к идеальному освещению Гран-при подошел английский Sky Sports F1. Помимо солидного бюджета в десятки миллионов долларов и множества сотрудников, работающих над чисто техническими моментами, в штате числятся толковые комментаторы и корреспонденты, а также эксперты из числа гонщиков.
Sky Sports делится со зрителями всей поступающей информацией, разбирает эпизоды и даже подключает к эфиру боссов команд прямо во время Гран-при.
Но даже этот телегигант не всесилен. Разбор важного эпизода с экспертным мнением пилота в 99% случаев зрители увидят уже после финиша.
То же касается и блиц-интервью с боссом команды, гонщик которой столкнулся с техническими проблемами. Если так совпало, что на уик-энд «арендован» именно этот руководитель, то зрителям повезет его услышать во время заезда, в противном же случае «нужный» босс появится в эфире уже после клетчатого флага.
Проблема заключается в том, что не все зрители дожидаются интересных разборных сюжетов после финиша – нужно многое успевать делать на лету. Не теряя, конечно, в качестве.
Но как быть с динамичностью гонок? В отличие от футбола с его перерывами между таймами, в «Формуле-1» нет возможности поставить заезд на паузу, дать время экспертам на подготовку и смонтировать ролик, демонстрирующий работу важной детали машины.
Ведь есть риск, что в процессе разбора в гонке произойдет еще что-то очень важное, что ни в коем случае нельзя пропустить. Хотя, с другой стороны, подобные вещи отчасти решаются включением сразу двух картинок на телеэкране.
Чего не хватает трансляциям
Чтобы повысить зрительский интерес, качественный прорыв в показе должна совершить сама «Формула-1». Несомненно, уровень ее телевизионной бригады очень высок – вы можете убедиться в этом при просмотре, скажем, «Формулы Е», где возникает ощущение, что камеры переключаются случайным образом, – «Ф-1» же в последние годы практически никогда не упускает из виду ничего важного.
Но нужно двигаться дальше. Серия должна активнее привлекать бывших технических руководителей и гонщиков во время прямых эфиров, подключать к моментам, требующие пояснений, своих экспертов – чтобы те не просто рассказывали о проблеме машины «А» и догоняющего болида «Б», а добавляли ярких красок, отмечали, как меняющиеся условия отражаются на пилотаже, с какими трудностями сталкиваются спортсмены.
Нужно глубже погружаться в гоночные истории.
В воскресенье зрителям сильно не хватало понимания происходящего с машиной Даниэля Риккардо. В момент, когда австралиец спрашивал у команды, как ему справиться с упавшей мощностью двигателя, в эфире не хватало умных людей вроде Пэта Симондса с размышлениями о происходящем – включить рассказчика столь высокого уровня в эфир можно было по примеру радиоперехватов.
Не хватало и открытости команды «Ред Булл» – хотя это вопрос дискуссионный, ведь конкуренты могли воспользоваться полученной информацией в своих целях.
Есть еще кое-что – в «Формуле-1» никто не любит допускать ошибки и просчеты: и эксперты, не обладающие полной информацией, и команды, которые не хотят делиться важными данными. Но цель телетрансляции – завлечь и удержать зрителя, поэтому нужно быть готовыми к недочетам, и всегда предупреждать: это наша версия, это может быть не так, мы обязательно все выясним и расскажем вам в прямом эфире уже после финиша, а пока выслушайте такое предположение.
Нужны новые технологии
Одних знаний и умений телекомментаторов и приглашенных экспертов недостаточно для повышения уровня освещения Гран-при – нужна и более качественная графика, показывающая не только скорость болида, но также изменения в его работе, или стили гоночного пилотажа. Например, по ходу трансляций можно накладывать кадры с разными болидами, проходящими один и тот же поворот, или перемены в поведении машины после каких-то радикальных изменений в темпе по ходу гонки – в виде динамики тормозного пути в разных фазах заезда.
Интересно, что у «Формулы-1» уже есть наработки в этой области – некоторые вещи мы видим во время свободных практик, но они крайне редки. Кроме того, важно помнить о контексте – в насыщенных событиями Гран-при, возможно, не стоит углубляться в анализ ситуации на лету, но гонки вроде Монако созданы для того, чтобы аудитория получила полное объяснение происходящему.
Улучшенную графику, кстати, владельцы «Ф-1» обещали включить в F1TV Pro – от работы разных систем болида до мнений экспертов, – но пока эта платформа не функционирует, да и смотреть Гран-при через нее смогут не все желающие.
Но и ее уровень вряд ли будет передовым – настоящий прорыв наступит тогда, когда дополнительная графика и моментальный разбор эпизодов начнут включаться уже в повторе важного момента – будь то подсветка сломавшегося тормозного диска на болиде Шарля Леклера за несколько секунд до аварии с Брендоном Хартли или прорисовка воздушных вихрей, мешающих одной машине вплотную преследовать другую.
Придумать и внедрить такие штуки – невероятно сложная задача, но если «Формула-1» позиционирует себя как спорт передовых технологий, то и ее телевизионная составляющая должна стать еще лучше.
Впрочем, работать над повышением качества самих гонок тоже нужно.
Фото: Gettyimages.ru/Dan Mullan, Paul Gilham, Lars Baron, Mark Thompson; globallookpress.com/Hoch Zwei