Главные моменты в карьере михаэля шумахера
5 лет назад, в конце июня 2012-го, Михаэль Шумахер завоевал подиум на Гран-при Европы – последний в «Формуле-1». В долгой карьере Красного барона оказалось достаточно и других эмоциональных моментов, которые заставляли фанатов переживать вместе со своим кумиром.
Начало
Путь Шуми в «Формуле-1» начался в 1991 году с тюремного срока. Нет, не самого Михаэля, а Бертрана Гашо, пилота «Джордана».
Он повздорил с лондонским таксистом и сменил зеленый кокпит на робу. Шанс выступить в Сильверстоуне под дождем на тестах выпал Шумахеру.
Молодой гонщик проявил себя, и команда решила дать ему шанс на этапе в Бельгии.
Тогда Михаэль еще не считался звездой, так что объективы фотокамер не направлялись на него ежеминутно. Но Шуми втащил «Джордан» на седьмое стартовое место и обрек себя на повышенное внимание прессы.
Он прекрасно стартовал и в гонке поднялся на две позиции, но в самом начале круга сошел из-за проблем со сцеплением. Дебют получился коротким, но ярким.
Однако больше за «Джордан» Шумахер не проехал ни метра. Потому что уже в следующей гонке вышел на старт в роли напарника трехкратного чемпиона Нельсона Пике в цветах «Бенеттона».
Тогда, в Монце, немец заработал первые очки, и даже обогнал на трассе великого Сенну.
В начале сезона-1992 Шумахер заработал первый подиум – он финишировал вслед за Патрезе и Мэнселлом и впервые попробовал призового шампанского.
Причем уже тогда Михаэль ненавидел проигрывать. Во время Гран-при Канады-1992 он потерял много времени за круговым и упустил шанс побороться с Герхардом Бергером из «Макларена» за первую победу в карьере.
И когда на подиуме Рону Деннису вручали кубок за успех его команды, Шуми демонстративно направил однозначное послание англичанам.
И первое столкновение с Волшебником тоже не заставило себя долго ждать.
Символично, что первая виктория Михаэля состоялась на той же трассе, где он дебютировал. Ровно год ушел на превращение талантливого новичка в победителя – и снова на подиуме к Шумахеру присоединись Мэнселл и Патрезе.
Причем успех стал возможным благодаря вовремя проведенному пит-стопу – визитной карточке великого немца в будущем.
Наверное, особые эмоции Шуми испытал, когда разделил подиум с Аленом Простом и Айртоном Сенной, на Гран-при Испании 1993 года. Единственный раз в истории.
А вторую победу ему пришлось ждать до Гран-при Португалии того же сезона. Там Михаэль сдержал атаки прославленного француза.
Подиумные «водные процедуры» с четырехкратным чемпионом мира.
При этом соперничество с Сенной становилось все острее. И Волшебник часто выражал негодование прытью, с которой мимо него прорывался молодой Шумахер
Эра первых титулов
Время Михаэля настало в 1994 году. Он начал не просто побеждать время от времени, а доминировать – в том сезоне Шуми финишировал только на первых двух позициях.
Главный противник в борьбе за титул – Сенна – в то же время только сходил вплоть до Имолы (где и случилась трагичная фатальная авария). Там Шумахер победил, но из-за смерти Волшебника на подиуме и после него у Михаэля не было радости.
Более того, Шумахер посвятил свой первый титул именно Айртону.
Следующий сезон прошел проще – Михаэль выиграл титул с огромным преимуществом. Теперь веселья стало больше.
Время в «Феррари»
В 1996 году Шумахер перешел в Скудерию, которая не выигрывала титулы уже 17 лет. Михаэль был настроен решительно – в дождевом Гран-при Испании он оказался лучшим.
Однако, несмотря на старания, выиграть не получалось. Иногда Шуми даже переходил черту.
В решающей гонке 1997 года Михаэль попытался выбить Жака Вильнева, с которым боролся за титул, но неудачно – и после был дисквалифицирован.
Великого успеха Шуми пришлось ждать до 2000 года. Тогда, в Монце, в доме «Феррари», Михаэль выиграл гонку и сравнялся по победам с Айртоном Сенной.
Позади было 5 лет сотрудничества с итальянцами, уходившие из-под носа титулы, разочарования командные и персональные, сломанные в 1999 году ноги, череда поражений перед самим Гран-при Италии… Неудивительно, что на пресс-конференции Шуми не сдержал эмоций и разрыдался.
В конце того сезона Михаэль смог перебороть главного соперника последних лет Мику Хаккинена и стал, наконец, чемпионом в составе Скудерии. Конечно же, эмоций сразу после финиша он не сдерживал.
В завершающей гонке того сезона Скудерия удержала первое место в Кубке Конструкторов и завоевала трофей впервые за долгие годы. Еще один повод для радости – такой серьезный, что каждый в команде натянул красный парик.
А в Австрии-2002 произошел один из самых неприятных моментов в карьере Шуми: руководитель «Феррари» Жан Тодт попросил лидировавшего Рубенса Баррикелло пропустить лидера команды, бразилец, отчаянно не желая этого делать, все-таки пропустил партнера на финишной прямой. Под недовольный свист болельщиков Михаэль на подиуме подарил Рубенсу свой кубок, вытащил бразильца на первую ступень подиума, а сам встал на вторую.
Команду оштрафовали на 1 млн долларов – но лишь за своеволие во время церемонии награждения.
Наверное, самым эмоциональным Гран-при для Михаэля стала Имола-2003. За несколько часов до старта он и его брат узнали о смерти матери. Но, тем не менее, оба приняли решение участвовать в гонке, хотя у них была возможность отказаться и не выходить на старт.
В итоге старший брат на красной «Феррари» победил, а младший на «Уильямсе» занял четвертое место. Михаэль с трудом сдерживал слезы на церемонии награждения, посвятил победу матери, а Кими Райкконен и Рубенс Баррикелло, которые заняли второе и третье место, не стали разбрызгивать шампанское на подиуме в знак уважения к потере Красного Барона.
А потом наступила эра Алонсо. Шумахер стал радоваться намного реже, но даже сильнее и искреннее. Например, как в Китае-2006, когда впервые в карьере выиграл гонку в Шанхае.
И тогда он еще не знал, что эта победа станет последней. Больше Шуми не выпадало шансов продемонстрировать миру свой фирменный прыжок на верхней ступени подиума.
После Гран-при Бразилии 2006 года Шуми ушел из «Формулы-1» в первый раз. Бразильцы сделали сюрприз великому чемпиону и проводили его с самим Пеле.
Но намного эмоциональнее получилось прощание с тиффози в Монце, по которой Михаэль проехал свой последний круг за «Феррари».
Возвращение и окончательный уход
Но карьера Шуми в «Формуле-1» не закончилась. Спустя 4 года он вернулся в команду, молодежная система которой и дала старт его карьере (и возможность поучаствовать в «Ле-Мане»).
Это был «Мерседес», куда его позвал хороший друг Росс Браун.
Машина, конечно, была не лучшей.
И в составе новой команды он не смог добиться новых побед, но один подиум сумел завоевать – тот самый, в Валенсии. Так Шумахер стал самым возрастным пилотом в 21 веке, финишировавшим в топ-3.
Больших эмоций мы уже не видели, но иногда экспрессия семикратного чемпиона мира все равно прорывалась. Например, когда Льюис Хэмилтон испортил быстрый круг немца в Испании.
В конце сезона-2012 контракт Михаэля истек, и он не стал подписывать новый, предпочитая закончить с автоспортом уже насовсем. Он сделал проехал круг почета, только на сей раз в Бразилии, в серебряном болиде и с флагом «Формулы-1».
Что с ним сейчас?
3,5 года назад прославленный чемпион отдыхал с друзьями и семьей во французских Альпах, катался на лыжах и упал, получив серьезную травму головы. Он пережил кому, пробуждение и возвращение домой к Женевскому озеру.
Там он и проходит реабилитацию до сих пор. По последним официальным заявлениям его юриста в суде, Шумахер не может ходить. При этом его друзья по-прежнему не теряют надежды увидеть того победителя, которого когда-то знали.
Семья Красного барона уже потратила на его лечение более 16 миллионов евро.
Фото: Gettyimages.ru/ Bongarts (1,2), Mike Hewitt/Allsport, Mike Hewitt, Alexander Hassenstein/Bongarts (5,6), Pascal Rondeau/Allsport, Clive Rose, Mercedes GP, Mark Thompson