«Я предпочел бы сам оказаться в том самолете…»
Обвиняемого по делу о крушении самолета с «Локомотивом» приговорили к 5 годам заключения и сразу же отпустили по амнистии.
В Ярославле закончился один из самых громких судебных процессов последних лет – рассмотрение дела о крушении самолета Як-42 с командой «Локомотив» на борту. Напомним, что в авиакатастрофе 7 сентября 2011 года погибло 44 человека – спортсмены, тренерский штаб, персонал клуба и экипаж.
Выжил только бортинженер Александр Сизов.
ВЕРСИЯ ОБ ОШИБКЕ ЭКИПАЖА ОСТАЛАСЬ ОСНОВНОЙ
По версии Международного авиационного комитета и следствия, основной причиной трагедии стали ошибки экипажа. Летчики на глазок выставили стабилизатор, не рассчитали ряд скоростей, при разгоне непроизвольно нажимали на тормозные педали.
Из-за этого создался тормозящий эффект и самолет не смог во время оторваться от земли, выкатился за пределы полосы, а затем, резко задрав нос взмыл вверх, выйдя, как говорят специалисты, на закритический угол атаки. Из-за чего он начал заваливаться на левый бок, столкнулся с радиомаяком и рухнул на землю.
Несмотря на то, что следствие по основному делу еще не закончено, правоохранители посчитали, что собранных доказательств достаточно, чтобы выделить в отдельное производство и рассмотреть дело по обвинению Вадима Тимофеева – заместителя директора по летной работе компании «Як Сервис», которая эксплуатировала рухнувшее судно. Именно Тимофеев нес ответственность за подготовку пилотов.
В его работе выявили массу нарушений: летчики вовремя не проходили курсы повышения квалификации, тренировки на тренажерах, в их летных книжках присутствовали даже фиктивные записи о квалификационных проверках.
АДВОКАТ: ПРИГОВОР ПОДТВЕРДИЛ ФАКТ ВИНЫ ПИЛОТОВ
Суд длился девять месяцев, было допрошено около сотни свидетелей и экспертов. И, наконец, была поставлена точка.
Гособвинение просило назначить Тимофееву 6 лет колонии-поселения. Но суд скостил срок — до 5 лет. Правда, и это время Вадиму Тимофееву не придется находиться в заключении. Его отпустили по амнистии, объявленной в честь 70-летия Победы.
По этому же основанию Тимофееву вообще сняли судимость.
Однако его адвокат Ольга Морозова заявила, что, возможно они будут обжаловать и этот приговор.
– Приговор подтвердил факт вины пилотов. А должно быть наоборот. Надо сначала доказать вину пилотов, а потом уже принимать решение о виновности или невиновности Тимофеева, — отметила она. — Мы полагаем, что причинной связи между работой Тимофеева и катастрофой нет.
Иначе самолеты должны были начать падать, как только Тимофеев занял свою должность за полтора года до трагедии.
Также она добавила, что то, в чем обвиняют Тимофеева, по версии того же МАКа, является не основным, а сопутствующим фактором, приведшим к катастрофе. Поэтому столь серьезного приговора, пусть и аннулированного амнистией, быть в принципе не должно.
Сам Тимофеев своей вины не признал. Он уверен, что погибшие летчики были высококлассными специалистами. И на трагедию повлияли не их якобы «непрофессиональные» действия, а нечто другое.
Например, груз в аэропорту не взвешивался, хотя должен был. А это могло привести к неверно произведенным пилотами расчетам.
Многие свидетели, знавшие экипаж, а также летчики, летавшие на Як-42, утверждали на суде, что пилоты не могли нажимать на тормоза – мол, такого за ними никогда не наблюдалось и это просто физически неудобно. Тимофеев даже подозревает, что из записи переговоров пилотов куда-то пропал кусок продолжительностью 16 минут.
ТИМОФЕЕВ: НИЗКИЙ ПОКЛОН РОДИТЕЛЯМ ЖЕРТВ КАТАСТРОФЫ
С тем, что следствие дало ответы не на все вопросы, согласны и родители погибших хоккеистов. Они не раз говорили, что в ходе расследования, по их мнению, необоснованно были отброшены другие версии причин катастрофы.
Например, что с командой кто-то попросту хотел расправиться.
Кроме того, у потерпевших большие вопросы к контролирующим органам – почему они дали компании «Як Сервис» лицензию, если в ее работе было столько нарушений. Родственники жертв трагедии изначально просили суд не лишать Тимофеева свободы, считая, что он стал «козлом отпущения» в условиях бесконтрольности и бардака, которые сейчас существуют в области авиации.
– Мы довольны, что человек не пострадал, — сказали после оглашения приговора родители хоккеистов – Татьяна Ткаченко, Анжелика Ярчук и Любовь Васюнова. И добавили, имея ввиду пожилую мать обвиняемого: одной несчастной матерью будет меньше.
– Я предпочел бы оказаться в составе погибшего экипажа, чем пройти через все, через что мне пришлось пройти, – заявил Тимофеев своем последнем слове. Он еще раз выразил соболезнования родителям погибших ребят и поблагодарил за поддержку.
— Спасибо им большое за то, что при таком горе их сердца не покрылись жестокостью. Это настоящие русские матери, которые умеют понимать и прощать.
Им низкий поклон! И прошу – крепитесь!
— Что вы теперь будете делать? – спросила я у Вадима Тимофеева.
— Жить! – ответил он.
Вместе с тем, расследование по основному делу продолжается. Когда, начнутся судебные заседания по нему, еще не известно.
Следователи продолжают собирать доказательства вины экипажа и устанавливают других возможно причастных к трагедии лиц.