Этот «дакар» адски сложный. виллаш-боаш попал в аварию
Знаменитый футбольный тренер не справился.
На самом жестоком ралли планеты под названием «Дакар» позади лишь 4 этапа или 29 процентов дистанции, но нынешнее издание эпичного марафона уже доказало свою беспощадность. Лучшие спортсмены сходят один за другим: домой отправились победитель одного из прошлых рейдов Нани Рома, талантливый новичок Брайс Мензис, опытный «пустынник» Язид Аль-Раджи, золотой призер предыдущего «Дакара» в классе мотоциклов Сэм Сандерленд…
Серьезные проблемы возникают у претендентов на победу Сириля Депре (на фото), Нассера Аль-Аттии, Жинеля де Виллерса, а в классе грузовиков и вовсе творится трэш с переворотами.
«Крыши словили» все топовые пилоты: Мардеев, Сотников, Генугтен, Лопрайс, а про ребят не из первой десятки я даже не говорю – все кувыркаются, – рассказывает гонщик «МАЗа» Сергей Вязович. – Ни один пилот не даст никаких гарантий, будет ли он завтра на финише вообще».
Неоднократно возникали крайне опасные ситуации, при которых пилоты чуть не гибли во время безобидных манипуляциях с их транспортными средствами. По словам русского «квадриста» Сергея Карякина, такого сложного «Дакара» с огромным количеством сходов не было уже давно.
Четвертый этап оказался самым тяжелым
Судя по сообщениям ребят из «КАМАЗ-мастер», на бивуаке вчерашний этап называли самым сложным из перуанских участков еще задолго до первого пройденного километра. Участникам обещали «штурманский» раунд, в котором многое зависит от навигации и еще чуть-чуть — от умения преодолевать пески и высокие дюны.
Однако маршрут бросил вызов даже годами завоевывавшим репутацию «королям пустыни».
«Этап не столько длинный, сколько действительно тяжелый, – оценил дистанцию Карякин. – Все что только можно было собрать – собрали, абсолютно все виды поверхности: огромные камни, пески, каменистые дороги, горные серпантины».
«Если [в этих песках] застрял сам Аль-Аттия (двукратный победитель «Дакара» и признанный мастер гонок по дюнам, на фото), то другим, должно быть, еще тяжелее», – поражался результатам после финиша Себастьян Леб.
«Только сегодня мы минимум раз пять были на грани переворота, так как пески были такие мягкие и зацепа не было, – отмечает Вязович. – Видно, что перед нами прошли опытные ребята, специалисты по пескам, но все следы грузовиков в разные стороны. Гонишь неприятные мысли, так как то и дело видишь стоящих или лежащих на боку соперников.
Последние 100 километров дистанции в песках были наиболее сложными. Мало того, что дюны все со склонами, они еще усыпаны «ловушками» – воронками, обрывами песчаными.
Грузовик туда затягивает. Обычно ты перевалился за гребень, увидел такую «ловушку» и по краю проходишь ее.
Здесь это не прокатывает – ты скатываешься, ссыпаешься вниз, там мягко и невозможно».
Но самым сложным испытанием стала не местность, а «точки», на которых нужно отметиться, чтобы прохождение отрезка засчиталось. Ими организаторы рейда контролируют маршрут участников рейда: контрольные места внесены в розданные штурманам роудбуки, и их прохождение обязательно — иначе экипаж получает временной штраф.
И на четвертом этапе многие «точки» установили очень хитро — дабы проверить навигационные способности участников. Например, одна из ловушек поджидала экипажи у огромной и сложной для взятия дюны на 227-м километре маршрута.
По логике роудбука навигационная точка находилась на ее вершине. Но по факту «бралась» она ниже и нужды штурмовать препятствие не было.
«Доехали до точки, которую все искали. Забрались туда же, где Дима Сотников лежал, там стоял Антон Шибалов и «камазовцы» нам рассказали, что сюда лучше не лезть и лучше идти вниз или пропускать точку.
Мы уже стояли на треке и думали уходить со штрафом, объехали метров пятьсот по ровному плато… и точка взялась! Мы столько времени потратили, а точка была на прямом месте», – подтвердил ситуацию Сергей Вязович.
Для прохождения такого маршрута просто необходим огромный опыт в навигации и пилотировании на песках, ведь организаторы мягко подталкивали гонщиков искать обходные пути или преодолевать высокие дюны — а они как раз невероятно коварны. Просто посмотрите на аварию Нани Ромы, перевернувшегося чуть ли не на ровном месте.
О сложнейшем характере гонки говорят даже суперпрофессионалы.
«Начало оказалось чрезмерно сложным», – размышляет ветеран Карлос Сайнс. – «Думаю, для любителей это чересчур, и сегодня никто не знает, как много машин доберется до финиша».
С ним согласен и Стефан Петерансель, многократный победитель «Дакара»:
«Для нас, гонщиков заводских команд, работающих в паре с лучшими штурманами – все нормально. Но для любителей, да еще и выступающих на машинах попроще, это тяжелейшее испытание.
Нынешний «Дакар» очень сложный, гораздо тяжелее прошлогоднего».
Просто для справки: на старт первого дня ралли-рейда в самом популярном классе внедорожников вышло 139 экипажей. К финишу четвертого с трудом добрались только 50.
Виллаш-Боаш не справился
У португальского тренера, работавшего с «Зенитом», «Челси», «Тоттенхэмом» и «Порту», много сильных сторон, но нет должного опыта навигации и пилотирования по крутым дюнам. В условиях, заставляющий сойти более крутых гонщиков, у Андре почти не было шансов завершить рейд — потому выступления португальца быстро оборвались.
Его «Тойота» не удержалась на высоком бархане и свалилась к подножию, крепко ударившись передней частью. Виллаш-Боаша госпитализировали с жалобами на боль в спине и провели необходимые медицинские тесты.
Команда сошла, но жизни тренера ничего не угрожает.
«Просто хочу всем сказать, что со мной и Рубеном (штурманом экипажа) все в порядке – мы вернулись в лагерь. Машина упала с дюны, ударилась передней частью прямо о землю. К сожалению, «Дакар» для нас завершился.
В следующий раз повезет больше! Спасибо всем за поддержку», – сообщил Андре.
Вряд ли стоит удивляться такому исходу: судя по интервью португальца в самом начале ралли-рейда, на «Дакаре» он выехал на песок всего лишь второй раз в жизни. В качестве тренировок он провел шестисуточную сессию в Марокко, организованную «Тойотой», и потратил день на тесты готового внедорожника в Бельгии.
Вряд ли за неделю можно подготовиться к преодолению одного из самых сложных маршрутов в южноамериканской истории марафона — так что Виллаш-Боаш еще всех удивил 41-м местом в своем классе после первых трех этапов.
Глава команды «Овердрайв» Жан-Марк Фонтен тоже положительно оценил своего подопечного:
«Он очень хорошо выступал, учитывая, что это был его первый «Дакар».
Лидеры гонки
После схода главных фаворитов общий зачет мотоциклов захватил француз Адриен ван Беверен, выигрывающий у чилийца Пабло Кинтанильи всего две минуты. В квадроциклах первое место удерживает тоже чилиец Игнасио Касале, опережающий Сергея Карякина на 25 минут.
Сражение за победу в классе внедорожников ожидаемо разворачивается среди экипажей «Пежо»: на данный момент первое место занимает 13-кратный триумфатор «Дакара» Стефан Петерансель, выигрывающий 7 минут у девятикратного чемпиона мира по классическому ралли Себастьяна Леба и еще 13 — у двукратного победителя «Дакара» и чемпиона мира по ралли Карлоса Сайнса. Идущий четвертым Нассер Аль-Аттия уже уступает лидеру почти час.
Русский пилот Иван Шихотаров занимает 27-ю позицию и проигрывает «мистеру Дакар» 6 часов и 41 минуту.
В классе грузовиков с комфортным отрывом в 37 минут лидирует прошлогодний победитель марафона Эдуард Николаев на «КАМАЗе» – его уверенный пилотаж, фантастическая скорость и ровный ритм поражают даже организаторов гонки.
Вторым идет Федерико Вильягра, а Сергей Вязович из «МАЗа» находится на третьей позиции с отставанием в 2 часа и 22 минуты. Остальные пилоты «КАМАЗ-мастер» отстали уже более чем на четыре часа.
Дополнение: на 44 км спецучастка пятого этапа в серьезную аварию попал квадроциклист Сергей Карякин – российский спортсмен сломал руку и, вероятно, не продолжит участие в соревновании.
Виллаш-Боаш уехал из Китая. Ради самого тяжелого ралли на внедорожнике
Фото: REUTERS/Andres Stapff (1-3); vk.com/maz_sport; instagram.com/avbdakar; Gettyimages.ru/Dan Istitene; facebook.com/dakar/A.Vialatte/ASO/@World