Кажется, в «формуле-1» будет новый русский гонщик
В «Уильямсе» почти определились.
В «Формуле-1» вот-вот закончится одна из самых резонансных историй года – попытка Роберта Кубицы вернуться в Гран-при. Польский пилот, который зимой 2011 года чуть не погиб в жуткой аварии, преодолел последствия тяжелой травмы руки и убедил «Рено» дать ему шанс поработать на летних тестах.
Не сложилось – во французской команде засомневались в возможностях спортсмена из Кракова и предпочли вариант с другим гонщиком, Карлосом Сайнсом-младшим.
Решение боссов «Рено» и отсутствие свободных мест в других командах привели Роберта и других желающих выступать в «Формуле-1» к «Уильямсу» – крепкой команде, которая когда-то считалась самой технически продвинутой, но за последние два десятилетия перешла из грандов в группу середняков. Свободное место осталось только у нее.
Главным претендентом на него еще не так давно был Кубица. Теперь это 22-летний русский гонщик Сергей Сироткин.
«Уильямс» не торопился с выбором гонщика
Сезон-2017 англичане завершили на пятом месте Кубка конструкторов, но инженерный состав и ресурсы потенциально позволяют команде бороться за подиумы и звание лучшего преследователя «большой тройки» («Мерседеса», «Феррари» и «Ред Булл»). Именно поэтому о бело-синей машине мечтали почти все гонщики, оставшиеся без контракта: помимо Кубицы, в шорт-листе претендентов оказались уволенный из «Торо Россо» Даниил Квят, ветеран заездов за «Уильямс» Фелипе Масса, третий пилот «Уильямса» Пол ди Реста, протеже «Мерседеса» Паскаль Верляйн, а также Сергей Сироткин, который тоже не попал в боевые гонщики «Рено» из-за перехода Сайнса-младшего.
В английской команде выжали из сложившейся ситуации максимум: руководство не бросилось подписывать контракты со всеми подряд, как «Заубер» когда-то, а проанализировало сильные и слабые стороны каждого кандидата. В идеале «Уильямс» хотел найти обеспеченного, быстрого и популярного гонщика, способного помочь и в работе с техникой, но ни один из претендентов не был идеален: у Квята и Кубицы не оказалось сильных спонсоров, Масса почти достиг пенсионного по спортивным меркам возраста и не смог найти спонсоров, ди Реста застоялся (и тоже оказался без денег), Верляйна в итоге не поддержал «Мерседес», а у Сироткина просто не было опыта выступлений в гонках «Формулы-1».
Тесты полностью изменили расклад сил
В середине ноября «Уильямс» чуть не подписал контракт с Кубицей – к моменту появления на трансферном рынке гонщиков из России поляк провел несколько частных сессий за рулем болида 2014 года и в целом убедил всех в профпригодности. Роберт показал достойные результаты и успешно прошел обязательные тесты ФИА по быстрому выходу из кокпита (даже установив новый рекорд), потому на испытания новых шин «Пирелли» в Абу-Даби ехал как главный претендент на место в команде.
В качестве ориентиров Кубице выбрали действующего пилота «Уильямса» Ланса Стролла и – внезапно – Сергея Сироткина. Менеджеры Сергея успели включиться в работу с «Уильямсом» и убедили боссов англичан в потенциале Сироткина.
В «Уильямсе» решили дать русскому пилоту шанс, и тесты на «Яс-Марине» превратились в прямое сравнение Кубицы и Сироткина.
Роберт и Сергей два дня работали по одинаковым программам, провели за рулем болида примерно одинаковое время и не допускали ошибок. Кубица впечатлил стабильным прохождением кругов и ни разу не дал усомниться в своих физических возможностях, а Сироткин неожиданно оказался намного быстрее.
Почти в каждой серии он привозил сопернику до секунды на круге и при схожей стабильности. Это гигантская разница.
Время прохождения круга Кубицы и Сироткина на трех длинных отрезках
Тем не менее лучшее время на тестах осталось за Кубицей: он смог проехать на самых мягких покрышках «гиперсофт» (дающих примерно секундное преимущество на круге) и потому оказался выше в итоговом протоколе. У Сергея была возможность превзойти время поляка, но в решающие моменты вмешались поломка коробки передач и трафик на трассе.
Преимущество Сергея над Робертом оказалось столь заметным, что сомнений не было ни у экспертов (в том числе польских), ни у болельщиков. Но «Уильямс» остался верен своему подходу и на несколько недель закрылся на базе, приступив к детальному анализу испытаний: команда рассматривала телеметрию, работу пилотов с шинами, точки торможений с разгонами и многое другое.
Проверка была такой глубокой, что во время нее на базу в Гроув даже пригласили Даниила Квята ради однодневной сессии на симуляторе. Судя по всему, боссы «Уильямса» хотели еще раз сравнить показатели кандидатов с добротным пилотом «Формулы-1», выступавшим за топ-команду.
Теперь фаворит – Сироткин
Однако фатальный удар шансам Кубицы нанес не только темп русского пилота, но и деньги его гоночной программы. По слухам, подконтрольная Ротенбергам «СМП Рейсинг» предложила англичанам 15 миллионов долларов спонсорской помощи (вероятно, эта сумма будет выплачена за два полноценных сезона).
У поляка же финансовая ситуация запутанная: с одной стороны, местная нефтяная компания «Лотос» готова была поддержать спортсмена из Кракова в случае подписания контракта, но с другой — никаких контрактных предложений «Уильямс» не получил. Более того, подписание Роберта означало выплату 1 миллиона евро страховым компаниям, ранее компенсировавшим Кубице конец карьеры в «Формуле-1» шесть лет назад.
Для поляка такая ситуация означает полный крах надежд на возвращение в гонки Гран-при, а Сироткин превращается в главного фаворита. Запасным вариантом все еще остается Даниил Квят – похоже, сезон 2018 года не обойдется без русских на стартовой решетке.
Конечно, очень жаль, что столько достойных места в «Ф-1» пилотов бодаются за единственный кокпит, пока сын канадского миллиардера Стролл вне зависимости от результатов и пилотажа даже не переживает за свою судьбу. Но гоночный мир всегда таким был: побеждает не только талант, но и деньги.
Предоставленным шансом нужно пользоваться, потому что второго может не быть — а для Кубицы это была, по сути, уже третья возможность, которую он упустил. Он был в равных условиях с Сергеем, но проиграл по всем показателям.
Что нужно знать о Сироткине
Как и Даниил Квят, Сергей начинал карьеру в итальянских гоночных чемпионатах, а после «Формулы-Абарт» отправился в серию AutoGP, где занял призовое третье место. В 2013-м Сироткин перешел в «Формулу-Рено 3.5», спустя год добился первой победы и внезапно подписал контракт с «Заубером» – помог Национальный институт авиационных технологий, которым управлял отец пилота.
Однако в швейцарской команде в это время началась неразбериха с контрактами, и Сироткин еще до начала чемпионата «перешел» из боевого гонщика в резервные, а чуть позже окончательно разорвал отношения с «Заубером». Карьеру гонщика спасла программа «СМП Рейсинг»: в 2015-м москвич перешел в GP2, где дважды подряд занял третье место в общем зачете.
Он сначала попал в не самую сильную команду «Рапакс», а затем угодил под каток дебютировавшего в серии доминатора «Према». Шансов на титул не было.
Последний сезон русский пилот провел в путешествиях по Гран-при в роли резервного пилота «Рено». Соревновательная практика у Сироткина была лишь на «Ле-Мане» и гонке «Формулы-2» в июне, но москвич все равно разделал Кубицу на тестах.
Когда ждать объявления о контракте?
В Англии скоро праздники, так что если «Уильямс» промолчит до конца следующей недели, то вопрос затянется до десятых чисел января. Официальное объявление могут отложить даже до презентации болида 2018 года, особенно если в процессе переговоров возникнут какие-то осложнения.
Еще нужно уладить все вопросы с титульным спонсором «Мартини», которому для рекламы продукции по условиям контракта с «Уильямсом» нужен гонщик старше 25 лет (Сироткину 22, а Строллу вообще 19) — вероятно, это тоже займет некоторое время.
У «Уильямса» нет причин торопиться с выбором нового гонщика. Если его не объявят на следующей неделе, то это вряд ли случится до начала 2018 года.
Фото: РИА Новости/Алексей Куденко; globallookpress.com/Pawel Jaskolka/imago/Newspix; Gettyimages.ru/Clive Mason; globallookpress.com/Hoch Zwei