Лучшие российские телешоу сезона-2014/15. «истории футбола»

Заключительный текст Данила Тармасинова по итогам телесезона. 

Лучшие российские телешоу сезона-2014/15. «истории футбола»

Конечно, этот текст должен был выйти позавчера, но кто же знал, что невод принесет нам Тину Канделаки?

Сразу скажу, чтобы вам легче было в меня чем-нибудь кинуть: Илья Казаков – мой любимый комментатор. Не нужно путать его с лучшим – я смотрю футбол с ним на одной волне, мне приятно слушать его репортажи.

Поэтому и за программой Казакова я следил внимательно.

Мне она понравилась по другой причине. Каталогизировать русский футбол не пытался никто.

Составить по полочкам историю наших чемпионатов, рассказать о самых значимых персонах не в сиюминутном режиме, а в вечность – наверное, считали, что самый популярный вид спорта на Руси духовно беден и вытащить из него героев невозможно. Илья Казаков всегда романтизирует игру и ее актеров, не просто так его самый частый оборот в комментарии – «блистательно».

Здесь он и три известных журналиста – Евгений Дзичковский, Дмитрий Зеленов, Мурад Латипов – выбрали самых значимых людей нашего футбола.

Как и в любом документальном цикле, получилось неровно. Отличные серии перемешивались со странными, но даже в сериалах не бывает так, чтобы уровень оставался стабильно высоким. Конечно, первый сезон вышел значительно удачнее, чем второй.

Герои подбирались тщательно и избирательно, про каждого есть что сказать. Мне кажется огромной удачей выпуск с Андреем Аршавиным.

Видимо, не мне одному кажется, потому что авторы с него начали. Самый известный футболист новой России раскрылся максимально, я нигде не видел от Аршавина такой откровенности.

Вы можете, сидя перед камерой, сказать, когда вы были больше всего счастливы? А с контрактом на 2,5 миллиона евро?

Я считаю очень важным, что по большому счету Илья Казаков с товарищами волей-неволей следуют примеру Билла Симмонса. Болейте за неудачников.

Почти все 25-минутные фильмы пронизаны интонацией оправдания: где-то не получилось, где-то не повезло, где-то подвели. Сознательно или бес-, но создатели выразили общее отношение к российскому футболу в обществе и меняют его в лучшую сторону.

Посмотрите любой выпуск: каждый герой мог достичь большего и каждый из них до конца не реализовался. Хиддинк?

Уехал после одного проигранного матча. Адвокат? В сборной его никто не любил. Смолов? Отбивался от инстаграм-хейтеров.

Кержаков. Аршавин. Романцев. Акинфеев.

Я не нашел ни одного плохого слова толком ни про кого, в программе негатив создают только обстоятельства, из которых выбирались герои, плохих людей в цикле нет. Но «Истории футбола» не выглядят поздравительной открыткой юбиляру, где все пьют за здоровье и говорят, как любят друг друга.

Герои честно отвечают на вопросы, не похоже, что они где-то привирают. Существуют перегибы («тренерская карьера Бубнова прервалась на взлете» – эээээ?), но и их не слишком много.

За что еще нужно любить эту программу – за точно подобранную стилистику. О каждом персонаже авторы рассказывают по-своему. Я раньше не замечал, насколько это важно, но при просмотре вгляделся в детали.

О Слуцком рассказали на фоне семьи и сына. О Бубнове – через людей, которые о нем говорят (для него это важно, не для себя же все эти оры). О Гинере – в антураже его кабинета, во власти.

Об Аршавине – в дорогом внедорожнике и шапочке с британским флагом. Скажите, разве это не говорит о человеке?

Я сильно против того, чтобы программа растягивалась на третий сезон. Уже во втором были выпуски, которые были обо всем сразу, но не успевали все рассказать.

Например, объединение в одну серию Зырянова и Широкова. Серия про агентов. «Мушкетеры на службе российского футбола» – разве франкофоны вошли в его историю?

Вальбуэна, Это’О – Голландия, Италия и Бразилия запомнились, как минимум, не меньше.

Но в итоге мы имеем очень вдумчивую работу, за которую в российских телевизорах берется только (вы не пугайтесь) Первый канал. Попадали когда-нибудь на фильмы Алексея Васильева воскресным утром? «Истории футбола» не являются ответом, продолжением или противопоставлением спортивному кино Васильева.

Уровень откровенности приятно удивил, при этом в цикле Ильи Казакова не было желтизны. От нее красиво ушли, но оставили на редкость деликатные вопросы обо всем горячем, о чем хотелось спросить.

Здесь не было выбора: дружба или долг, каждый персонаж рассказывал о любых темах.

В этой моральной развилке я вспоминаю автора фильма «Бродский не поэт» Николая Картозию. В радиоэфире его спросили: как удалось избежать в фильме о Бродском налета скандальности и желтизны? В биографии было много разных моментов, на которые можно сделать упор.

Ответом Картозии я закончу наши итоги телесезона и очень хочу, чтобы его слова стали девизом сезона следующего.

Когда ты хочешь избежать желтизны, ты ее избегаешь.

Лучшие российские телешоу сезона-2014/15. «GOALактика»

Может ли человек, не связанный со спортом, делать спортивное ТВ?

Присоединяйтесь к нашей странице на фейсбуке, все новости спортивного телевидения – только там.

15 лучших голов РФПЛ сезона 2013/14


Похожие новости:

Читайте также: