О телетрансляциях кхл тв
Попробуем оценить то, что было сделано лигой в прошедшем сезоне.
Суммарно в прошлом сезоне матчи регулярного чемпионата и плей-офф на российских каналах посмотрело более 40 миллионов человек. Какие новшества были предложены телеаудитории?
Вершиной сезона, как в спортивном, так и в телевизионном плане, стало время плей-офф. В трансляциях появились новые зрелищные элементы, ставшие органичной частью единого сценарного плана.
Например, к финальной серии Кубка Гагарина было записано приветствие космонавтов с борта МКС, а каждая игра финала начиналась с видовых роликов города проведения матча. Эпизоды с участием того или иного хоккеиста сопровождались показом связки «игрок-его жена».
Здесь, правда, не обходилось без казусов: например, во время полуфинального «армейского» дерби операторы чересчур увлеклись планом Леры Кудрявцевой, а драку с участием её супруга, хоккеиста ЦСКА Игоря Макарова, практически не показали. Как говорится, во всём нужно чувство меры.
Совсем не случайно, кстати, на телеэкранах можно было увидеть множество знаменитостей, посещавших матчи финала, — показ их эмоций и интервью был интегрирован в рамки трансляций. К матчам плей-офф были сделаны специальные промо-ролики, призванные «задеть за живое», привлечь к хоккейным баталиям особое внимание со стороны различных слоёв аудитории.
А ставшее столь известным видео с напутствиями детей хоккеистов «Ак Барса» в очередной раз наглядно подчеркнуло, что хоккей – это семейный вид спорта.
Для создания эффекта присутствия на матчах была внедрена камера SteadyCam. Также впервые в истории российского хоккея в трансляции использовалась картинка с камеры на шлеме арбитра.
А благодаря камерам Super Slow Motion, которые задействовал на своей арене питерский СКА, телезрители смогли увидеть на замедленных повторах кадры, которые буквально «рождались заново» и позволяли рассмотреть те или иные эпизоды в мельчайших деталях. В статистические данные матчей на КХЛ ТВ была добавлена инфографика, придавшая трансляциям дополнительные краски и динамизм.
Отметим также, что впервые матчи финальной серии Кубка Гагарина можно было посмотреть не только непосредственно с трибун ледовых арен и на экранах телевизоров, но и в кино. КХЛ организовала прямые трансляции матчей финала плей-офф между «Ак Барсом»
К финальной серии Кубка Гагарина было записано приветствие космонавтов с борта МКС, а каждая игра финала начиналась с видовых роликов города проведения матча.
и СКА в 13 кинотеатрах в различных городах России.
Вместе с тем в организации трансляций остаётся ещё немало проблем. Освещение на некоторых аренах оставляет желать лучшего, а ведь известно, что свет – это один из ключевых факторов для создания качественной телекартинки.
Цена решения этого вопроса не столь велика, но пока ещё не все клубы, похоже, способны воспринимать уровень телепоказа матчей как важную составляющую своего имиджа. Кроме того, традиционно хоккейные регионы до сих пор довольствуются SD-показом, то есть находятся в «прошлом веке», с точки зрения телевизионных технологий.
К примеру, в Казани, Уфе и Ярославле не могут решить не самый сложный технический вопрос: обеспечить региональные телеканалы необходимым оборудованием для производства трансляций высокой чёткости. Согласитесь, немного странно, когда матчи таких топ-клубов, как «Ак Барс», «Локомотив» и «Салават Юлаев», показываются в устаревшем формате.
Вывод напрашивается один: лигой вместе с клубами проделана большая работа, но предстоит сделать ещё немало, прежде чем о трансляциях КХЛ можно будет говорить как о наиболее передовом телевизионном продукте.
О телетрансляциях матчей КХЛ мы решили также поговорить с Дмитрием Табарчуком, исполнительным продюсером ООО «Костафильм», продюсером сериала «Молодёжка».
— Когда мы только приступали к съёмкам сериала «Молодёжка», то внимательно смотрели хоккейные матчи как в КХЛ, так и в НХЛ. Было приятно видеть, как качество наших трансляций становится лучше.
Но всё равно мы уступали НХЛ не только по количеству камер, но и по целому комплексу вопросов.
— В чём уступали?— Например, в правильной расстановке камер, чтобы картинка была разнообразной. Также важно и количество переходов с одного плана на другой и качество этих переходов.
Иногда эти переходы резали глаз: или передерживали план, или наоборот слишком часто меняли его. Работа режиссёра за пультом – важная составляющая телетрансляции.
Недаром этих людей так ценят, и их имена известны всем телепродюсерам.
Так вот, когда начался плей-офф КХЛ в этом году, мы приступили к съёмкам третьего сезона «Молодёжки», времени пристально следить за трансляциями не было. Результаты матчей я узнавал через Интернет.
Так получилось, что после перерыва в несколько месяцев я наткнулся на трансляцию матчей ЦСКА — СКА, которые проходили в Москве. И я буквально застыл у телевизора.
Качество трансляций заметно отличалось от того, что я видел два месяца назад. При этом это была не крутая питерская арена, а Ледовый дворец на Ленинградке, где поменьше зрителей и попроще освещение.
— Что изменилось?— Мне очень понравилась динамика, точки, на которых стояли дополнительные камеры. В хоккее важно переключение на эмоции. Вот забили гол, и показывали радость тренера или болельщика или наоборот грусть.
Поймать этот переход, показать его так, чтобы можно было при этом продолжать смотреть хоккей, — это мастерство. Всё равно мы смотрим игру ради хоккея, но при этом здорово поймать эмоциональную составляющую матча.
Эмоции передаются через правильную работу режиссёра за пультом.
— Какие ещё составляющие хорошей телетрансляции можете назвать?— Есть и набор других факторов, играющих свою роль в телетрансляции. Мы можем повесить в Новокузнецке суперканатную систему, но как быть, если там плохо с освещением и мрачная картинка?
Мы можем сделать суперосвещение, посадить за пульт крутого режиссёра, но если команды не будут биться и играть, кому интересно это смотреть?
Лигой вместе с клубами проделана большая работа, но предстоит сделать ещё немало, прежде чем о трансляциях КХЛ можно будет говорить как о наиболее передовом телевизионном продукте.
Всё зависит от команд, света, шоу вокруг, работы режиссёра, количества камер. В матчах плей-офф финала Запада я увидел сочетание всего этого.
Плюс тебе сразу выдают набор хайлайтов по игроку и по периоду.
— Что ещё нужно улучшать? Что бы вам хотелось видеть в следующем сезоне в трансляциях?— Всегда очень сложно переживать незнакомым тебе игрокам.
Ты переживаешь за команду, но наша лига достойна того, чтобы мы знали не только Ковальчука и Радулова, но и других игроков. Мне бы хотелось видеть не просто хоккеистов «Трактора» и ЦСКА, а знать о них чуть больше.
Не то, на какой машине игрок ездит, но, может, имеет смысл делать презентацию хоккеистов до игры или в перерыве. Не надо превращать игру в «Дом-2», но хорошо бы расширять аудиторию, тем более что хоккей популярен в нашей стране.
Для этого трансляции должны стать более качественными.
Конечно, было бы неплохо, если бы технические возможности позволяли увеличить количество камер и организовать курсы для режиссёров трансляций из регионов. Ну и, конечно, команды должны показывать зрелищную игру.