Огненное интервью с голкипером «автомобилиста» якубом коваржем
«В то время когда остальные склонны рассказывать сумасшедшие истории о России, я, как правило, хвалю её». Скучные фразы, односложные ответы и полная предсказуемость высказываний — всё это не о голкипере «Автомобилиста» Якубе Коварже.
В начале августа чех дал очень яркое интервью порталу isport.cz, откровенно поделившись впечатлениями от жизни в России и выступлении в КХЛ. Выдержки из него мы предлагаем вашему вниманию.
«Если бы не Разин, я бы из «Автомобилиста не ушёл»
— Насколько трудно сохранять роль первого номера в КХЛ на протяжении шести сезонов? — Труднее, чем в Чехии, потому что есть лимит на легионеров. Если российский коллега потеснил тебя, то для тебя это становится началом конца.
С одной стороны, здесь больше давления, но, в то же время, конкурентная среда работает на тебя, потому что нужно постоянно доказывать свою состоятельность, нет времени почивать на лаврах. Необходимо быть важным игроком в команде, иначе тебя в ней не будет. — В Екатеринбурге вы, похоже, нашли себя. — Да, я нашёл кое-что похожее на родной Будейовице, у меня есть домашняя атмосфера.
В клубе приятный круг общения, есть друзья. Хотя в команде было много обменов, особенно в первый сезон — от того состава, когда я пришёл в команду, осталось трое человек.
Я знаю город, у меня здесь достаточно друзей.
— Если бы не главный тренер Андрей Разин, который имел к вам претензии, вы бы уехали из Екатеринбурга в Череповец? — Вероятно, нет. Я уехал в Череповец на сезон-2016/17 и был очень рад, когда этот контракт закончился.
В «Автомобилисте» многое изменилось за это время, команда снова была заинтересована во мне. У меня был там отличный сезон, и я верил, что снова смогу заиграть.
в. Якуб Коварж. Пять сезонов в КХЛ2013/14, «Автомобилист»: 48 матчей, 20 побед, 6 матчей на ноль, 93,1%.2014/15, «Автомобилист»: 60 матчей, 23 победы, 8 матчей на ноль, 92,3%.2015/16, «Автомобилист»: 42 матча, 14 побед, 1 матч на ноль, 91,4%.2016/17, «Северсталь»: 55 матчей, 20 побед, 2 матча на ноль, 91,5%.2017/18, «Автомобилист»: 47 матчей, 23 победы, 4 матча на ноль, 92,6%.
— Как относиться к тому, что в КХЛ есть такие люди, как Разин? — А такие люди есть везде. К тому же стоит вспомнить, что серьёзного кризиса в моей игре так и не было.
Да, я пропускал глупые голы, у меня были плохие матчи, но я никогда не думал, что окажусь в запасе и буду сидеть на трибуне. Я пережил издевательства тренера в виде специальной дополнительной тренировки.
Тем не менее я старался в каждой игре и не думал, что меня отправят в какую-нибудь низшую лигу. Многие люди склонны рассказывать безумные истории, когда речь идёт о России, но не я. Я в основном хвалю её, мне там хорошо. — Как проявлялись издевательства Разина? — Нужно начинать издалека, чтобы было понятно.
Мой контракт с клубом закончился в 2015 году, и у меня получился великолепный сезон — я 8 раз сыграл на ноль. Мы вышли в плей-офф, я поймал хорошую игру в серии с Казанью, мной заинтересовались ведущие клубы КХЛ.
Перед политиками и руководителями города возникла задача сохранить меня в «Автомобилисте», потому что приближались выборы, для них это был хороший пиар. У меня была возможность поехать в другую команду за хорошие деньги, но я снова подписался с «Автомобилистом», контракт был достаточно большим.
А новый тренер Андрей Разин проявил себя как человек, который мало что знает об игроках с именем и большими контрактами.
Разин: говорят, что у нас с Коваржем была вражда, но меня волновал один вопрос
Фото: photo.khl.ru
«Тренер по физподготовке получил приказ меня уничтожить»
— Он начал доставать вас? — Это началось ещё до того, как мы в первый раз увидели друг друга. Я ещё даже не приехал в Россию, но уже получал информацию о том, что он не хочет меня видеть.
Я сразу понял, что с Разиным мне будет нелегко. Например, когда я был на пороге рекорда, не пропуская ни одного матча в КХЛ на протяжении полутора лет, он вывел меня из состава и усадил на лавку.
После этого я выиграл два из трёх важнейших матчей, но меня снова вытащили из ворот. Это был удар по мне, было даже более неприятно, чем когда игра не получалась.
А когда он поставил в ворота моего коллегу, который одержал победу, то прямо в раздевалке заявил, что я для команды больше не важен. — Звучит довольно дико. — Так и было. Мне было сказано явиться на дополнительную персональную тренировку, где я был один.
Я пришёл на лёд во второй половине дня, а тренеру по физподготовке, очевидно, приказали меня уничтожить. Мы пошли в тренажёрный зал, где на протяжении полутора часов я делал разные глупости.
Всё ради того, чтобы мне было больно. — В чём причина такого поведения Разина? — Мне кажется, он надеялся сломать меня, чтобы я захотел прекратить действие контракта. Он у меня был двухлетний, поэтому Разин делал всё, чтобы убрать меня из клуба.
— Он пытался использовать общественное мнение? — Он говорил про меня, что я не в порядке. В России есть одна проблема: журналисты не спрашивают мнений игроков, менеджеров и тренеров.
Он мог рассказать про меня всё, что хотел, а у меня не было ни единого шанса защитить себя, потому что никто ничего не спрашивал. Пришлось ждать целый год и после окончания сезона было чёткое соглашение: если тренером будет Разин, то я ухожу.
Это была не жизнь. Меня поняли, но его оставили на посту, потому что цель была достигнута, мы вышли в плей-офф. — Разин покинул команду в октябре 2016 года. — Да, когда меня в «Автомобилисте» уже не было.
В клубе делали на него ставку, но постепенно разочаровались. Он не смог признать ошибки и вскоре ушёл.
Это было полезно для нашего противостояния между «Северсталью» и «Автомобилистом». Мы их обыграли (4:2. — Прим. «Чемпионата») в Екатеринбурге, для него это было очень непросто. Я слышал, как скандировали моё имя, но этот человек меня совершенно не волновал.
Парни сказали мне, что он выкинул фотографии со мной из раздевалки и изо всех коридоров и офисов. — Но затем этому пришёл конец. — Я рад, что всё это закончилось. Это дало мне кое-какой опыт. Как однажды сказал Иван Глинка, хорошо, когда вопрос разрешается.
Это был лишний пример того, что нужно всегда смотреть вперёд, идут ли дела хорошо или плохо.
Фото: photo.khl.ru
«Автомобилист» может стать таким же гигантом, как «Ак Барс»
— Российские сайты говорят о том, что «Автомобилист» может стать новым большим клубом в КХЛ. Для вас это награда, ведь хорошее время снова приходит к вам? — Я приму это. Пришёл новый спонсор, эта компания была самой богатой в России год назад.
Крупный партнёр за спиной, хороший современный стадион на 15 тысяч человек. Думаю, что «Автомобилист» может стать таким же гигантом, как Казань. — А таким, как СКА? — Наверное, нет. Но на уровне ЦСКА, «Ак Барса», «Магнитки» мы могли бы быть.
Кроме того, Питер, наверное, самый красивый город России, это привлекательное место и для иностранцев, и для лучших российских хоккеистов.
— Знаете, что удивляет в КХЛ? Это статистика вратарей, когда процент отражения бросков в районе 93% считается нормой. — Среди вратарей мы часто говорим об этом. Это действительно странно.
Цифры очень высоки, и это даёт понять ценность каждой шайбы. — А бывали попытки потом поменять статистику, что-то подправить? — Не знаю, как в лиге, а у меня был такой опыт. В Череповце мы начали работать с чешским тренером вратарей, но мне не нравилась моя статистика.
Мы видели, что я реально отражаю больше бросков, чем мне записывают. Мы пытались решить этот вопрос сначала с руководством, потом с лигой, но было уже поздно. — Каков главный критерий успеха вратарей в России?
Победы? — Не только. Это любимая канадская статистика, но когда смотришь только на выигрыши, то может сложиться ложное мнение.
Посмотрите на СКА, где даже не помнили, сколько именно матчей длилась победная серия и сколько матчей на ноль сыграно. А в плей-офф началось боязно.
Когда команды разделяют пропасть, то победы не являются главным статистическим критерием. — 30 лет — по-прежнему лучший возраст для вратаря. Или уже нет? — Думаю, да. Сейчас я чувствую себя на пике карьеры, я сильнее, чем когда-либо.
Но если я буду действительно хорошо играть, то возраст не станет препятствием.