Спорт как будущее туризма: сколько можно заработать

Мир становится все более гостеприимным и дружелюбным местом. Изоляционизм никак не мешает немецкому посольству выдавать пятилетние шенгенские мультивизы, в посольство США за повторной визой на три года даже не нужно приходить, достаточно отправить паспорт по почте.

Буквально на днях стало известно о планируемом послаблении визовых формальностей при поездке в Индию, Иран и Вьетнам. В глобальном масштабе процесс идет даже быстрее, и это приводит к уверенному росту туристической отрасли, одного из самых динамичных секторов мировой экономики.

Но у туризма есть и свой внутренний чемпион – сегмент поездок на спортивные мероприятия растет в 3.5 раза быстрее индустрии в целом.

Аналитики делят спортивных туристов на 2 основные категории: тех, кто едет заниматься спортом (участие в марафонах, любительских турнирах и т.п.) и болельщиков, которые едут на спорт посмотреть. Пару недель назад в рамках профильной конференции мне на глаза попалась презентация компании, организовывающей в России соревнования Iron Man. Среди прочего там был вот такой слайд, сопоставляющий стоимость участия в российских соревнованиях и их зарубежных аналогах:

Спорт как будущее туризма: сколько можно заработать

Цифры дают хорошее понимание того, как много зарабатывают Лондон и Нью-Йорк во время своих марафонов, в которых участвуют сотни тысяч человек. Приятно осознавать, что и мы движемся в правильном направлении – уже на выходных меня ждет поездка в Казань для полумарафонского забега, а летом для любителей бега есть куча интереснейших маршрутов в разных уголках нашей страны.

Однако основные деньги приносят, конечно болельщики, именно о них и пойдет речь в этом тексте.

В уже упомянутом исследовании минтуризма Великобритании среди прочего было сказано, что за 2014 год только «Олд Траффорд» и «Эмирейтс» посетили по 109 тысяч человек, каждый «спортивный» турист в целом принес в экономику страны ?855, в то время как обычный – только ?636. На матчах Барселоны традиционно велика доля туристов, посещение Камп Ноу – стандартная опция почти всех турфирм.

Все больше компаний начинает предлагать целые туры. Например, английская Sports Travel Tours разработала для своих клиентов специальные программы, предусматривающие посещение матчей всех классических американских лиг, которые для англичан во многом являются экзотикой.

Пересекающиеся календари игр и наличие прямого авиасообщения зачастую позволяют всего за неделю посмотреть бейсбол в Нью-Йорке, хоккей в Бостоне, баскетбол в Чикаго и американский футбол в Вашингтоне. Не отстают и сами клубы – у многих среди спонсоров есть туристические агентства, предлагающие болельщикам свои услуги при выездных матчах команд.

На другом полюсе индустрии находятся индивидуальные путешественники, вовсю пользующиеся Airbnb, Blablacar, Hotel Tonight и другими технологичными сервисами, позволяющими заметно сэкономить при путешествии в другой город. Их бюджет на весь сезон, как правило, не превышает суммы, которую состоятельные путешественники тратят за один раз.

Но главным двигателем спортивного туризма, безусловно, становятся правительства городов, регионов и стран. Проводивший в прошлом году Европейские Игры Баку делал особый упор на иностранных гостях в надежде, что в будущем они вернутся в Азербайджан.

Гран-При Формулы 1, который этим летом снова примет Баку, – продолжение той же политики. В Абу-Даби Формулу 1 используют как «приманку» для туристов на уровне властей эмирата.

Мэрия Торонто предоставила организаторам Кубка мира по хоккею налоговые льготы в обмен на гарантированный приток десятков тысяч туристов. Напомню, что в предыдущие годы турнир проводился в нескольких городах одновременно.

Местные власти у нас в стране тоже предпринимают определённые усилия в этом направлении. Очень активен Ульяновск, у которого есть целая программа по привлечению туристов в 2018 году.

Город расположен как раз между Казанью, Самарой и Саранском, не так далеко Саратов и Нижний Новгород, и областные власти проводят большую работу по созданию у себя хаба для болельщиков. В других городах в меру возможностей тоже пытаются креативить, разрабатывая, например, культурные программы для жен и подруг болельщиков-мужчин.

У спортивного туризма есть огромное преимущество перед классическим отдыхом – невероятная эмоциональная составляющая. Когда в Казань осенью приезжал «Ливерпуль», болельщики «красных» съехались в столицу Татарстана со всех уголков бывшего Союза, многие приезжали автостопом, на перекладных.

Точно так же 2 года назад со всей страны люди ехали на Олимпиаду в Сочи, а со всей Южной Америки – на мундиаль в Бразилию.

Ведущие клубы мира, как в Европе, так и в Северной Америке, вкладывают огромные деньги в продвижение на новых для себя рынках. На майские праздники я ездил в Латвию смотреть игру местной футбольной лиги, и для тамошних клубов большой проблемой является то, что средний класс, самая перспективная их аудитория, может за 150 евро слетать на лоукостере в Лондон или Барселону посмотреть матч лучших клубов мира, им уже не так интересен доморощенный чемпионат.

Реалии таковы, что всё больше и больше людей по всему миру будут пробивать выезды любимых команд из других стран, а клубным выходным в Берлине на смену придут спортивные выходные в Дортмунде.

How I earned my first money. Business idea


Читайте также: