В чем феномен грузинского многоголосия?
Шедевр устного нематериального наследия – еще в 2001 году, по мнению ЮНЕСКО, им стало грузинское народное многоголосие.
Уже не одно столетие эта песенная полифония удивляет своей уникальностью и неповторимостью.
Десятки кинолент, сотни книг и тысячи музыкальных ансамблей поведали всеми миру о таком феномене, как грузинское многоголосие. Еще в далеком 2001 году оно было признано шедевром устного нематериального наследия.
В Грузии поют все – от мала до велика, и мужчины, и женщины. У хора девочек «Арсиани», несмотря на малый возраст его участниц, за спиной уже много побед на конкурсах и успешных выступлений.
Дали Дабрундашвили, педагог фольклорного вокала:
— Грузинское многоголосие уникально по своему звучанию, по своей полифонии. В большинстве случаев оно раскладывается на три голоса.
Сколько бы людей не пело в хоре, все голоса раскладываются на эти три партии.
Яркими представителями современного грузинского мужского многоголосия является вокально-инструментальный ансамбль «Бани». Он широко известен не только в Грузии, но и за ее пределами.
Помимо своего неповторимого исполнения, участники ансамбля также играют на национальных инструментах – пандури, доли, гудаствири. Разбавляя их звучание уже современными клавишами, гитарой и барабанами. А название «Бани» – это обозначение в хоре третьего голоса.
Это фундамент любого грузинского многоголосия.
Чабука Амиранашвили, продюсер:
— Парни демонстрируют красоту грузинского мужского многоголосия в грузинских национальных костюмах, играя на грузинских инструментах, но делают это с необычной современной подачей. Тем самым влюбляя в себя иностранных слушателей, незнакомых с культурой и языком страны.
В Грузии сейчас насчитывается около 500 музыкальных ансамблей, которые используют традиционное грузинское многоголосие.
Авторы: Анна Анастасиади, Шалва Сурамелашвили.