Mclaren m6a: первый хищник для северной америки и can-am
В Северной Америке автоспорт имеет свой собственный колорит, отличительный от мирового. На протяжении многих лет их самобытные гонки были притягательны для мировых чемпионатов: те же 500 миль Индианаполиса входили в Формулу-1 1950-1960 годах, хотя не пользовались успехом у европейских пилотов и команд.
В середине 1960-х появился новый чемпионат Can-Am, который всё изменил и стал ареной для одного из лучших прототипов серии — McLaren M6A.
Canadian-American Challenge Cup (Can-Am) — чемпионат, основанный Клубом спортпрототипов Америки и Канадским автоспортивным клубом в 1966 году, проводивший свои гонки на трассах США и Канады вплоть до упразднения в 1987 году. Этапы по своей продолжительности можно было отнести к спринтам: в основном, они варьировались в диапазоне 310-350 км.
В первые годы чемпионат был небольшим по количеству раундов, тогда очки начислялись первым шести пилотам на финише (9-6-4-3-2-1). Сначала к участию допускались двухместные прототипы категории FIA Group 7, на которые практически не налагались ограничения: любой объём и тип двигателя (атмосферный или турбированный), различная аэродинамика и размеры; обязательны были лобовые стёкла, две двери и системы самостоятельного запуска.
Двигатели Chevrolet и Ford устанавливались чаще всего. Разработки инженеров для Can-Am были достаточно интересны, что привлекало команды.
В те времена была та эпоха Формулы-1, когда её пилоты выходили за ограду заповедника Чемпионата Мира и участвовали в самых различных по уровню сериях: Ден Герни, Джон Сёртис, Фил Хилл, Кеке Росберг, Марио Андретти, Денни Халм и Брюс МакЛарен — все они соревновались в Can-Am.
Команда McLaren под названием Bruce McLaren Motor Racing начала свою историю в 1963 году силами новозеландца Брюса МакЛарена и американца Тедди Майера. Спустя два года компания разработала прототипы M1B, который не был специально построен для чемпионата Can-Am, но принял в нём участие: Брюс МакЛарен и Крис Эймон заняли 3-е и 6-е места в зачёте сезона-1966.
Удачный первый сезон побудил команду начать разработку нового прототипа Group 7 в межсезонье.
В его основу легло шасси на базе усиленного переборками алюминиевого монокока, который самостоятельно спроектировали и построили немногочисленные инженеры команды. Такое сочетание дало кузову большую жёсткость, что положительно сказывалось на поведении автомобиля на трассе.
Аэродинамический обвес тоже разрабатывался командой, его концепция подразумевала большую прижимную силу на требовательных к ней заокеанских трассах, хотя внешние основные её атрибуты отсутствуют, кроме спойлера сзади, а до применения граунд-эффекта и создания набросков диффузора оставалось ещё несколько лет. На M6A устанавливали хорошо зарекомендовавший себя двигатель V8 5.9 литров от Chevrolet (525 л.с.), для него в команде разработали новую систему впрыска топлива.
Его главными преимуществами вкупе с 5-скоростной трансмиссией Hewland были малый вес и мощность. Также произошла смена поставщика шин: Goodyear пришли на смену Firestone.
Летом 1967 года Bruce McLaren Motor Racing начали тестовую программу новой модели на трассе Гудвуд, по которой новый M6A проехал более 3000 км для доводки и получения данных. Собрав ещё два прототипа (один для Денни Халма, второй — запасной), команда отправилась в Северную Америку, чтобы начать второй сезон в Can-Am.
Второй в истории чемпионат Can-Am начался 3 сентября на трассе Роуд Америка. Главными фаворитами сезона были Джон Сёртис из Team Surtees вместе со своим прототипом Lola T70 Mk.3B.
Квалификацию на скоростной трассе в Висконсине выиграл МакЛарен, но M6A Брюса сошёл в гонке из-за утечки масла. Победа досталась Халму, подиум с ним разделили Марк Донохью (Roger Penske Racing) и Джон Сёртис.
Через две недели пелотон прибыл в Бриджхемптон в штате Нью-Йорк на одну из самых старых постоянных трасс Нового Света. Триумфатором снова стал Денни Халм, Брюс МакЛарен финишировал на втором месте, на третьем — Джордж Фоллмер (Roger Penske Racing).
Единственный канадский этап того сезона в Моспорте в Онтарио тоже был выигран Денни Халмом, это был его последний финиш в очках в чемпионате 1967 года. На второй ступеньке расположился Брюс МакЛарен, на третьей — Майк Спенс (Ecurie Soucy Racing).
В середине осени на калифорнийской трассе Лагуна-Сека прошёл Гран-При Монтерея. Впервые победа досталась Брюсу МакЛарену, позади него финишировали Джим Холл (Chaparral Cars) и Джордж Фоллмер, для которого лучший результат сезона — два 3-х места.
На M6A Денни Халма произошли проблемы с двигателем, помешавшие ему финишировать.
В последние дни октября в Риверсайде свою викторию праздновал Брюс МакЛарен — прототипы M6A снова были быстрее всех, а Халм снова не добрался до финиша. Джим Холл и Марк Донохью были на предпоследнем подиуме сезона-1967.
Последний этап второго чемпионата Can-Am проходил в Лас-Вегасе на трассе Стардаст 12 ноября. Оба пилота McLaren сошли из-за технических проблем, благодаря этому победа досталась Джону Сёртису на Lola T70, тройку замкнули Марк Донохью и Майк Спенс.
МакЛарен и Халм так сильно оторвались в чемпионате, что заранее гарантировали себе первые две позиции: МакЛарен — чемпионство (30 очков), Халм — вице-чемпионство (27 очков).
На McLaren M6A стояли двигатели Chevrolet объёмом 5,9 литров, о них отзывались, как о надёжных и мощных моторах, потому практически на всех прототипах Can-Am сезона-1967 были установлены именно эти агрегаты. На примере M6A это суждение можно отдать в лапы критики: первые три гонки для них прошли хорошо (три победы Халма), не считая схода Брюса МакЛарена в Роуд Америке, но потом что-то пошло не так.
Денни Халм три раза подряд сошёл, два из которых по вине двигателя. Катастрофичным стал этап в Лас-Вегасе: оба пилота не пересекли финишную черту.
В распоряжении команды было три двигателя Chevrolet, как минимум; вероятно, эти двигатели они обслуживали и переставляли с машины на машину, а на последнем этапе их ресурс окончательно сошёл на ноль.
В 1968 году после непродолжительной, но яркой карьеры в Северной Америке McLaren M6A ушёл на заслуженный отдых. В заводской команде Bruce McLaren Motor Racing перешли на модель M8A, для которой основой был M6A, частные коллективы использовали обновлённые M6A c индексом M6B.
В 1969 году команда создала McLaren M8B, выигравший все гонки сезона. Неполадки с двигателем во второй половине сезона не помешали одному из лучших прототипов всей эпохи Can-Am стать легендой автоспорта, вписав своё имя в историю.