Проблемы хоккея на телевидении

Проблемы хоккея на телевидении

Всего несколько дней назад на нашем портале вышла статья под названием «Телевизионный занавес”. В ней мы попытались разобраться, почему Кубок надежды и плей-офф МХЛ отсутствуют не то что на федеральных каналах, но и на специализированном канале лиги.

Материал вызвал самую разную реакцию, но главное, что уже на следующий день появилось сообщение: КХЛ ТВ покажет финал Кубка надежды, а также пятый матч серии „Омские Ястребы” – “Белые Медведи”. Лёд тронулся?

На этом месте можно было бы посчитать свою миссию выполненной и начать возводить себе памятник. Однако мы понимаем, что одна-единственная статья не способна поднять на уши весь офис КХЛ и заставить организовать трансляции за 24 часа.

Разумеется, если в руках у боссов лиги нет волшебной палочки или кнута, который порой даже более действенен в российских реалиях. Трансляции решающих матчей Кубка надежды и плей-офф МХЛ были запланированы заблаговременно.

А вот что мешало КХЛ ТВ показать эти турниры в более полном объёме – вопрос, который в прошлом материале не был освещён в полной мере.

В предыдущей статье мы недоумевали, почему Кубок надежды, в который вкладываются немалые деньги, остаётся в тени Кубка Гагарина даже тогда, когда матчи не накладываются друг на друга. В большей степени это вопрос идеологии и позиционирования турнира.

Однако помимо отношения к Кубку надежды со стороны лиги существует вопрос организаций трансляций и отношения к этой затее в регионах.

На всём пространстве, которое охватывает Молодёжная хоккейная лига, не так уж и много точек, где с инициативой встречают вопрос о трансляциях. Челябинск, Астана и, допустим, Рига.

Ситуацию, которая складывается вокруг минорных соревнований КХЛ, в своё время лучше всего описал в своей басне Крылов.

Чтобы разобраться в вопросе, для начала нужно понимать, как организовываются трансляции в российском хоккее. КХЛ ТВ по большей части служит лишь площадкой, тогда как производят продукт местные телекомпании.

Они поставляют полуфабрикат в виде сигнала, а уже в Москве занимаются обёрткой вроде титров, статистики и комментаторов. В случае с матчами КХЛ местные телекомпании не только могут заработать на рекламе, но и выполняют социальную функцию.

Нередко хоккейные клубы и каналы, транслирующие их матчи, принадлежат одним хозяевам. Как правило, это областные телеканалы, а в случае с Магнитогорском объединяющим фактором является металлургической комбинат.

Как бы то ни было транслировать матчи КХЛ местным телекомпаниям выгодно.

На первый взгляд, в Кубке надежде принимают участие те же команды, что и в регулярном чемпионате. На лёд, за редким исключением, выходят всё те же игроки, свитера с чьими фамилиями охотно разбирают в фойе арен и в клубных магазинах.

Однако не заметить пропасть в интересе между „регуляркой” и “турниром неудачников” невозможно. Не обязательно даже подсчитывать рейтинги, чтобы понять: привлечь рекламодателей под этот турнир не удастся.

Разумеется, если это не киоск с беляшами. Достаточно лишь взглянуть на полупустые трибуны „Платинум Арены”, чтобы понять: это и есть коммерческая чёрная дыра.

МХЛ, на первый взгляд, продукт иного происхождения, нежели Кубок надежды. Если не голубых кровей, то уж привкусом второстепенности не обладает точно.

По крайней мере, в этом нас убеждают вот уже пять лет, сколько существует Молодёжная хоккейная лига. Однако если посмотреть на ситуацию, сняв розовые очки, мы увидим, что 10 000 человек на финале Кубка Харламова в Омске – это исключение, а хедлайнер МХЛ по посещаемости квартируется в Бобруйске.

В большинстве городов игры 20-летних посещает несколько сотен человек. Это уже не суповой набор из родственников, друзей и девочек-фанаток, но и с громкими речами о популярности молодёжного хоккея соотносится с большим трудом.

Положение МХЛ на телевидении чуть лучше, чем у Кубка надежды. Во многом Молодёжная лига обязана этому своим устойчивым положением.

Ведь ещё за месяц до начала Кубка надежды было неясно, состоится ли вообще второй турнир в истории. Позиции МХЛ на этом фоне непоколебимы, и все нюансы жизнедеятельности лиги можно обсуждать на берегу, прописывая их в регламенте.

Так и поступили в лиге, договорившись с регионалами о показе трёх матчей в сезоне. Однако даже такой минимум пробивался на КХЛ ТВ с большим трудом, а рекорд из 63 матчей МХЛ, установленный в этом сезоне, оказался буквально вымученным.

На всём пространстве, которое охватывает Молодёжная хоккейная лига, не так уж и много точек, где с энтузиазмом встречают вопрос о трансляциях. Челябинск, Астана и, допустим, Рига.

Есть несколько клубов, которые показывают матчи своих молодёжных команд через Youtube, но в большинстве своём даже это скорее исключение из правил. Местные телекомпании, как могли, отмахивались от несчастных трёх матчей, которые им навязала лига.

Причина всё та же – невозможность заработать на рекламе.

В лиге есть клубы, которые сами заинтересованы в том, чтобы их парни мелькали на телеэкранах. Как правило, речь идёт о независимых и частных клубах, которые можно перечислить по пальцам одной руки.

Один из примеров – “Кристалл”, который находится под крылом Виктора Голубева — олигарха и самого влиятельного человека Бердска. Пожелал отец и основатель „Кристалла”, чтобы его команду показали по областному телевидению?

Есть деньги – нет вопросов. На средства клуба местная телекомпания организовала две трансляции.

Но даже в столь тепличных условиях матч “Кристалл” – „Кузнецкие Медведи” задвинули ради безликой российской мыльной оперы и показали в записи.

Обязательную квоту в регионах постарались выбить в феврале, когда во время олимпийской паузы образовался хоккейный дефицит. Телекомпании отстрелялись за неделю, быстро позабыв, что такое МХЛ.

Обязательную квоту в регионах постарались выбить в феврале, когда во время олимпийской паузы образовался хоккейный дефицит. Телекомпании отстрелялись за неделю, быстро позабыв, что такое МХЛ.

В таком случае плей-офф, то есть самые важные матчи сезона, остаётся неохваченным. Как в этом случае поступать КХЛ ТВ?

Руководство канала оказывается на распутье: либо уговаривать местные телекомпании, пытаясь вытащить из шляпы кролика, которого нет, либо организовывать трансляции самим.

700 000 рублей – примерно такова стоимость организации одной HD-трансляции. На фоне пресловутых 50 миллионов рублей, которые КХЛ потратила на организацию Кубка надежды, сумма вполне подъёмная.

Парадокс заключается в том, где найти деньги на трансляции, о чём думает не лига, а её телевизионное подразделение, брошенное в свободное плавание. КХЛ ТВ живёт по правилу “сколько потратили – столько и заработали”, то есть воплощает в жизнь бизнес-модель, о которой в отношении российского спорта говорят с ухмылкой.

На протяжении всех лет существования КХЛ мозолят глаза жалобы на то, что увидеть матчи московских клубов большая удача и многим болельщикам откровенно не везёт. Причина такого игнорирования ЦСКА, „Динамо” и “Спартака” проста до безобразия.

В столице нет той самой аффилированной телекомпании, которую губернатор может обязать показывать хоккей, чего бы ей это ни стоило. Московские матчи появляются на экранах лишь в тех случаях, когда за организацию трансляций берутся ВГТРК или КХЛ ТВ.

В связи с этим в руководстве канала должны как огня бояться финала с участием „Красной Армии” или МХК “Спартак”, а ведь этот сценарий более чем вероятен.

В результате на свет появляется классическая история о лебеде, раке и щуке. Лига устраняется от проблем с трансляциями, периодически ломая сетку вещания переносами игр.

КХЛ ТВ и местные телекомпании также преследуют свои интересы, которые пересекаются в одной точке не так часто, как хотелось бы. Однако центральным остаётся зрительский интерес, которому и по силам раскрутить это колесо.

В том, что он близится к нулю, есть и наша вина – журналистская. Кто, если не мы, расскажет о том, что драки в МХЛ случаются не только на льду, но и на пути к раздевалкам, „камбэки” со счёта 2:7 стали здесь практически нормой, а парень под номером 43 через год будет играть в НХЛ?

Новости хоккея на КХЛ-ТВ от 28 сентября 2011 года


Похожие новости:

Читайте также: