Развитие транспортно-логистической инфраструктуры обсудили в правительстве
Казахстан должен стать транспортным коридором между Европой и Азией. Такую задачу ставят в Правительстве.
По словам Ж.Касымбека в этой сфере уже удалось добиться неплохих результатов. Отремонтировано 5 тыс. автодорог, построено более 1700 км ж/д дорог, модернизированы аэропорты и морская гавань в Актау.
Все это за 5 лет позволило Казахстану в Индексе глобальной конкурентоспособности по качеству инфраструктуры подняться на 19 пунктов.
Бакытжан Сагинтаев, Премьер-Министр РК:
— По качеству инфраструктуры Казахстана данные ГИК ВЭФ вот — 2015 год 58-е место, 2016-й год — 63-е место. Вроде как из года в год все больше денег вкладываем, а тут такое снижение, в чем причина?
Женис Касымбек, министр по инвестициям и развитию РК:
— Да, с 2011 года у нас показатели улучшались, в прошлом году по двум показателям, несмотря на то, что большие инвестиции вкладываются в две отрасли, у нас произошло снижение. Эти 2 показателя — качество инфраструктуры автодорог и портов.
Мы считаем, что результат субъективный, он идет опросным методом. По другим индикаторам в рамках СНГ и т.д. у нас показатели выросли.
Сейчас мы отрабатываем и планируем, что в следующем году эти показатели изменятся.
О том, как обстоят дела в железнодорожной отрасли, Премьер-Министру доложил глава национальной компании. По словам президента КТЖ, до конца года сдадут первые пусковые комплексы порта Курык и ж/д линии Алматы — Шу.
Также завершено строительство магистрали Боржакты — Ерсай, Сухого порта, инфраструктуры на территории СЭЗ «Хоргос — Восточные ворота». Сейчас ставится задача по развитию контейнерных перевозок.
В этом году объем транзита контейнеров в направлении Азия — Европа через Казахстан в 100 раз превысит уровень 2011 года.
Канат Алпысбаев, президент АО «НК «?аза?стан Темір Жолы»:
— Компания реализует проекты по формированию внутренней и внешней сети транспортно-логистических центров, в ключевых узлах зарождения и дистрибуции грузопотоков на евразийском континенте. Внешняя терминальная сеть будет развернута в течение 2017-2019 гг. в точках дистрибуции грузопотоков в Китае, России, странах ЦА, Турции, Персидского залива, Индии и Европы.
Реализация всех указанных проектов обеспечит создание 22 тыс. новых рабочих мест.
Отдельной темой обсуждения стала ситуация в авиации. По словам Жениса Касымбека, в конце ноября в Брюсселе состоится заседание ИКАО, на котором Министерство по инвестициям и развитию представит отчет о состоянии безопасности полетов.
По его итогам, возможно, будут сняты ограничения со всех казахстанских авиакомпаний. Также в следующем году планируется открыть 8 новых рейсов в Прагу, Хельсинки, Вену, Варшаву, Будапешт и другие города.
А в 2019 году будут запущены авиасообщения с Токио, Сингапуром, Шанхаем, а годом позже с Нью-Йорком. Однако главу кабмина заинтересовали цены на билеты внутри страны.
Бакытжан Сагинтаев, Премьер-Министр РК:
— Есть вопросы по тарифам внутри страны, особенно Астана — Алматы. Министерство экономики проводило расследование, хотел бы понять, какая ситуация сейчас?
Вы завершили работу или все еще идет?
Куандык Бишимбаев, министр национальной экономики РК:
— Ситуация такая, что по некоторым направлениям есть значительный рост тарифов на внутренние перевозки — по направлениям Астана — Уральск, Астана — Алматы. Наша служба регулирования естественных монополий сейчас пытается разобраться в себестоимости.
К сожалению, компания отказывает в предоставлении данных, связанных с себестоимостью. Я как член совета директоров «Самрук-?азына» хочу официально направить запрос о предоставлении всех расчетов, связанных с себестоимостью.
После этих данных можно будет окончательно вынести решение, является ли повышение цены злоупотреблением монопольным положением.
В целом до 2020 года, по словам министра, планируется увеличить транзитные контейнерные перевозки через нашу республику в 10 раз, пассажиропоток — в 3 раза, нарастить мощность морских портов до 24 миллионов тонн грузов и отремонтировать 7 тысяч км автодорог.
Авторы: Арман Изжанов, Жандос Битабаров, Астана.