Сергей гимаев — о детском хоккее
Свою программу «Трибуна» Роман Чернявский начал с традиционного призыва к капитану «Авангарда» Денису Куляшу извиниться за ту выходку, которую он позволил себе в омской раздевалке. Извиниться перед омскими журналистами и перед журналистами вообще.
— У нас в гостях заслуженный тренер России Сергей Гимаев. И поговорить с ним я хотел о детском хоккее вообще и о московском в частности.
В столице, по данным Москомспорта, занимаются хоккеем около 4000 человек. Это даже не капля в море, это вообще ничего.— Это вы ещё мягко сказали. Я 20 лет отдал детскому хоккею.
Звание заслуженного тренера России я получил за подготовку мальчишек к чемпионатам мира и Олимпийским играм. И 9 моих воспитанников стали чемпионами Европы в Уфе в 1996 году. Из этих 20 лет 15 я проработал директором хоккейной школы ЦСКА.
Те вопросы, которые всех волнуют, мне досконально известны и вызывают тревогу.
— Это число занимающихся – 4000 — это что, показатель того, насколько трудно привести ребёнка в детскую секцию?— В большинстве школ отбора нет. Берут всех, кого привели родители.
Набирают с пяти лет. Понятно, что поведут туда детей те родители, которые не работают или могут водить мальчишек на занятия в то неудобное время, которое им назначено. И порядка 80% ребят просто физически не готовы к такому виду спорта, как хоккей.
У нас физическая подготовка во дворах практически отсутствует, родители этим тоже не занимаются. В результаты мы изначально имеем 80% ребят, которым никак не светит стать хоккеистом.
Москва. Приходят представители хоккейной школы к чиновнику, который отвечает за детский хоккей, и просят лёд. Он им отвечает, что есть же лёд, вот он – в 11 часов. Берите!
А как же школа? Что делать, если у детей в это время занятия? Бросить хоккей? Или бросать школу?
Как так может говорить человек, который занимается развитием хоккея.
— А в 6 или 8 лет ребёнок может попасть в хоккейную школу?— Если тренер более-менее способный, кататься к восьми годам детей он научит. И медведя можно научить. А не умеющего к восьми годам кататься мальчишку никто не возьмёт.
Это тренер должен в нём талант разглядеть, координацию, способности, физическую подготовку и заниматься потом дополнительно, подтягивать. Но на 95% никто этим заниматься не будет.
И вот мы набрали этих детей в 5-7 лет и тащим их до молодёжной команды, понимая, что никаких шансов стать профессиональными хоккеистами у них нет.
— Тренеры — тоже одна из проблем. Кто сейчас работает детскими хоккейными тренерами?— Это не самая большая проблема.
Дело в том, что не очень рвутся заниматься тренерским делом закончившие играть профессиональные хоккеисты. Они, может, и готовы, но уровень зарплат несопоставим с тем, что они имели, будучи действующими игроками.
Есть, кстати, школы и с хорошими зарплатами, но не из кого выбирать!
Пример из жизни. Когда я пришёл в школу ЦСКА, то понимал, что хочу стать тренером. И мне поручили 60 8-летних ребят. Я занимался с ними катанием. Ну и на сладкое нужно было дать им поиграть.
А сейчас я пришёл в ЦСКА на занятия восьмилетних и увидел, как человек даёт им упражнения, которые мы наблюдали в НХЛ, когда туда ездили. Я лично наблюдал за тренировкой «Нью-Йорк Айлендерс», и эти мальчишки выполняли те же самые упражнения. Вы представляете?
На полной коробке 8-летние дети это вытворяют. Упражнения настолько сложные и объём настолько большой, что ребёнок не может сконцентрироваться ни на чём – ни на броске, ни на катании, ни на дриблинге.
И тренер работал с душой, но у него нет абсолютно никакого понятия о том, что он должен делать с такими маленькими детьми. Он только пришёл из большого спорта и даёт им то, что было в команде мастеров. А таким малышам нужно давать катание, чуть позже владение клюшкой.
И всё бережно, постепенно. Чем так сложен хоккей? Катание на коньках – процесс неестественный. Очень сложно научиться идеально кататься.
Но ты тренер, ты должен эти навыки привить. Ребёнок к юношеской команде должен подходить настолько готовым, чтобы не думать, как тормозить, как разворачиваться и как принимать шайбу. Всё должно быть на автомате. А мы в восемь лет даём им тактические упражнения.
Это нормально?
Кстати, зарплаты тренерские в том же ЦСКА отнюдь не маленькие. По 100 000 рублей они там получают точно. Но у нас нет понятия о том, что должен делать детский тренер.
И турниры эти, в которых они с восьми лет уже начинают играть, да ещё и на больших площадках. И во всяких ДЮСШ тренеры очень сильно зависят от результатов этих турниров.
Если ему там двадцатник наколотили, его могут и выгнать! А ведь придёт на его место такой же специалист, а обучения всё равно не будет… они что-то делают, им кажется, что это нормально, но они ведь даже не представляют, как должно быть на самом деле.
Вот и получается, что из 3-5 тысяч лишь один хоккеист будет играть за деньги. Для остальных останется польза от занятия хоккеем, память останется.
Но никакой финансовой пользы от хоккея он не получит. А ведь многие родители жаждут именно этого, говорят, что у них растёт выдающийся атлет. И парни пропускают школу, ходят на дневные тренировки.
А на выходе мы получаем недоучек хоккейных, недоучек жизненных. И образования нет, и хоккей их не кормит.
Получается, что мы готовим ребят уровня «Золотой шайбы». С задачей эту «Золотую шайбу» выиграть.
И в юниорский хоккей эти парни приходят с такими проблемами в катании, во владении клюшкой, в физической подготовке. Хотя чего уж проще, чем дать физподготовку? А катание.
В 12 лет ребёнка уже нельзя переучить кататься. Улучшить катание можно, переучить – нельзя.
Есть ещё одна проблема. У нас нет ни одной школы, где были бы созданы правильные условия для занятия детей хоккеем.
Все школы имеют одну хоккейную коробку. Это максимум пять тренировок в день. В школе 10 команд. Чтобы ребёнок полноценно развивался, он не менее пяти раз в неделю должен быть на льду и полноценно тренироваться.
Из этих пяти дней он должен был быть на льду, а потом – физподготовка. И физикой можно заниматься только после льда.
Если делать это до ледовой тренировки, то ребёнок будет уже усталым, у него будет совсем другое катание, совсем другие руки. И он не сможет уже концентрироваться на технических моментах и не сможет правильно выполнять все эти упражнения.
Ещё один пример, от которого волосы могут дыбом встать. Москва. Приходят представители хоккейной школы к чиновнику, который отвечает за детский хоккей, и просят лёд.
Он им отвечает, что есть же лёд, вот он – в 11 часов. Берите! А как же школа? Что делать, если у детей в это время занятия?
Бросить хоккей? Или бросать школу? Как так может говорить человек, который занимается развитием хоккея? Вот и получается, что из 3-5 тысяч лишь один хоккеист будет играть за деньги. Для остальных останется польза от занятия хоккеем, память останется.
Но никакой финансовой пользы от хоккея он не получит. А ведь многие родители жаждут именно этого, говорят, что у них растёт выдающийся атлет.
И парни пропускают школу, ходят на дневные тренировки. А на выходе мы получаем недоучек хоккейных, недоучек жизненных. И образования нет, и хоккей их не кормит.
И жаль, что времени для общения так мало. Я этого и боялся.
— Сергей Наильевич, мы обязательно продолжим этот разговор в ближайшее время, — закончил беседу роман Чернявский.
Сергей Гимаев в гостях у Трибуны Романа Чернявского