Василий великолепный
Ощепков умер 10 октября 1937 г., три месяца не дожив до своего 45-летия. Он остался в истории как один из отцов советской борьбы самбо – но не только
Родиться на каторге
Когда-то Василий Сергеевич Ощепков был фигурой полулегендарной, о нём ходили слухи, небылицы. Ныне биография восстановлена до деталей, литературы – масса, недавно «ощепкововедение» дополнилось ещё и интересной книгой А. Куланова в серии ЖЗЛ.
ЖЗЛ, как известно, – это Жизнь замечательных людей. Не поспоришь – человек был замечательный.
И мы сегодня не столько рассказываем о нём (рассказано и без нас немало), сколько напоминаем основные моменты этой необычной судьбы – и пытаемся размышлять о ней.
А судьба и в самом деле – как авантюрный роман. Но когда писатель садится за такой роман, он думает о том, чтобы каждый поворот сюжета логически вытекал из предыдущего, чтобы обоснованным был каждый шаг героя.
У Ощепкова всё так и складывалось – только само собой, одно к одному, одно из-за другого.
Дата и место рождения – 25 декабря 1892 г., посёлок Александровский пост на Сахалине. Сахалин тогда – царская каторга. За что попала на неё мать Василия Мария Ощепкова, сведений не сохранилось.
Точнее, не ясно, за что получила она первый срок – 15 лет. Но просто так столько не давали, и версия, что за убийство, выглядит вполне обоснованной.
Только Мария сбежала «из мест заключения», долго скрывалась, и когда её наконец поймали, то довесили ещё 17 лет (плюс 60 ударов плетьми), которые отбывать отправили на Сахалин – с острова не побегаешь!
Что делать молодой женщине, обречённой на каторжный ад до конца, по сути, дней? Её шанс – найти мужчину. Может, по любви, может, просто – чтобы хоть защитил, прикрыл. Сергей Плисак уже отбыл свой срок, находился в статусе ссыльнопоселенца.
Умелый столяр, имел свой дом, хозяйство. В общем – сошлись.
Начальство на такие вещи глаза закрывало (вспомним, что в те годы в том же Александровском посту тихо жила с таким же «каторжным мужем» знаменитая некогда Сонька Золотая Ручка). Только официальный брак каторжанам воспрещался, дети считались незаконнорождёнными.
Вот и Вася родился «незаконным», потому записали на фамилию матери.
Отец умер, когда ему было пять лет, мать – когда семь.
С новой черты
Конечно, сиротство – трагедия. Но мы сейчас смотрим на жизнь Ощепкова отстранённо, как бы глазами человека, пишущего на основе его судьбы авантюрный роман.
По законам жанра лишним персонажам не следует сюжет отягощать. Да и то сказать – ещё вопрос, кем бы пацан вырос в каторжном посёлке!
Но тут судьба дала шанс.
Сахалин после Русско-японской войны 1904–1905 гг. был поделён между Россией и Японией. Товарищи отца – опекуны – договорились, чтобы мальчишку направили в Токийскую православную духовную семинарию.
И согласились учёбу оплачивать.
Для понимания. Стараниями замечательного миссионера отца Николая Японского (Касаткин;1836–1912; ныне причислен к лику святых) у русской церкви тогда были вполне серьёзные позиции в Японии.
Духовная миссия действовала даже во время недавней войны. Семинария – одно из учебных заведений, созданных отцом Николаем.
Но, поскольку находилась в Японии и обучались в ней не только русские, но и местные граждане (принявшие православие), то должна была учитывать здешние образовательные требования. Потому в дополнение к основным предметам изу-?чались японский язык и – обязательная дисциплина в японских школах! – дзюдо.
Ничего не скажем о других семинарских науках, но японский и дзюдо определили дальнейшую жизнь Василия Ощепкова.
На татами и не только
Как отмечает А. Куланов, на татами русские семинаристы оказались на голову выше японских соучеников. А Ощепков вообще стал лучшим дзюдоистом семинарии – и его приняли на обучение в Кадокан («Дом изучения Пути», основанный «отцом дзюдо» Дзигоро Кано).
Там Василий и завоевал первый дан.
Семинария готовила священно- и церковнослужителей. Но на толкового парня обратило внимание ведомство, способное предложить другие жизненные варианты. Россия в прошедшую войну дорого заплатила за незнание противника, шапкозакидательство. Надо делать выводы!
Русская разведка взяла Васю «под крыло» – и с 1912 г. уже по этой линии оплачивалась его учёба. А когда в 1913?м вернулся в Россию, его ждала должность переводчика в контрразведке – сначала в Заамурском округе (Харбин), потом в Приморском – во Владивостоке.
Ну а дзюдо? Дзюдо он не бросал – преподавал в местном клубе «Спорт». В июне 1917-го даже организовал первые в истории этого вида спорта международные соревнования – команда «Спорта» против команды студентов коммерческого училища г. Отару под руководством мастера Томабэти Хидэтоси.
По результатам соревнований Ощепков первым из российских дзюдоистов получил второй дан.
Но потом наступил октябрь1917-го, а за ним и Гражданская война.
В феврале 1918 года во Владивосток с «дружеским визитом» прибыла японская оккупационная эскадра. Ощепков в очередной (и, как оказалось, в последний) раз померился силами с японскими мастерами дзюдо.
Блеск, с которым он провёл поединки, поразил командующего эскадрой адмирала Като Хирокару. Он назвал Ощепкова Василием Великолепным – и помог устроиться переводчиком в Управление военных сообщений экспедиционного корпуса.
Так и вышло, что Ощепков оказался вольнонаёмным в японской армии. Что ж – служба, кусок хлеба Но быть в рядах оккупантов на родной земле? Тем более что старый друг оказался связан с красным подпольем?
Ощепков тоже становится агентом Осведотдела ревкома Приморья по кличке Японец, а позже – агентом Отдела агентурной разведки 5?й армии РККА.
Человек с кинопроектором
Но Владивосток в Гражданскую – это не только японцы. Там происходила масса событий, требующих отдельного разъяснения, город жил, по выражению одного из мемуаристов, жизнью «тревожно острой, несуразной, переворотной».
Вертелись все, вертелся и Ощепков – приторговывал (неудачно) обувью, преподавал японский язык, дзюдо. А потом «набрёл на жилу» – купил кинопроектор и стал показывать фильмы.
С кинопроектором он и отправился в 1924-м на захваченный японцами Сахалин. Официально – разбираться с наследством, отцовским домом, и вести кинобизнес (показывать фильмы). На самом деле – по заданию советской разведки.
Благо японцы поставили условие: бесплатные сеансы для солдат. И Ощепков крутил им кино, артистично переводил субтитры (фильмы-то были немые). Стал популярен, его зазывали в самые секретные гарнизоны.
Японские офицеры не догадывались, что у этого крепкого, обаятельного джентльмена цепкий глаз профессионального разведчика.
Потом он работал в Харбине, в Токио.
Удар пришёл откуда не ждал. Это в старых советских фильмах у суперменов-штирлицев обязательно мудрые, всё понимающие начальники. В реальности же
В 1926 г. Ощепкова обвинили в перерасходе оперативных средств. Валюта ведь!
Он доказывал, что выделяемых на подкуп агентуры денег не хватает, приходится докладывать свои, продал бизнес, вернул всё до последней иены – но в конце концов был отозван в СССР. Новое назначение – переводчик в штабе СибВО РККА в Новосибирске.
Самозащита без оружия
Напомним, что наряду с Ощепковым главными со- здателями борьбы самбо (САМОзащита Без Оружия) считаются Виктор Спиридонов (1882–1944) и Анатолий Харлампиев (1906–1979). Каждый из троих опирался на свой опыт, каждый отстаивал своё видение создавав- шейся системы единоборства – но нам, потомкам, важ- но, что в итоге в СССР появился красивый и эффектив- ный вид борьбы, в котором гармонично объединилось
«огромное количество элементов из таких единоборств, как французская борьба, японская борьба дзюдо, азер- байджанская гюлеш, молдавская трынтэ, французский бокс сават, дагестанская национальная борьба, древняя японская джиу-джитсу, монгольская бух барильда, ки- тайская шуай дзиао, армянская кох, тувинская хапса- гай, грузинская чидаоба и др.» (с официального сайта Международной федерации самбо).
Дзюдо и самбо
Но именно здесь начался новый взлёт. После рассказа Ощепкова сослуживцам о японских системах самозащиты в штабе возник кружок по их изучению.
А в газете «Красноармейская звезда» появилась его статья «Японскую «дзю-дзюцу» – в Красную армию». Она заинтересовала общество «Динамо», Ощепков начал преподавать дзюдо в местных частях ОГПУ.
А в августе 1927-го на 3-й Всеармейской спартакиаде в Москве прошла первая демонстрация нового вида борьбы без оружия – предтечи самбо.
Он много раз писал рапорты о переводе в Москву или в Ленинград – болела жена, на лечение уходили все средства, а в столицах всё же профессора, светила. Но в Москву его перевели лишь после её смерти, в 1929-м.
Ощепков начал преподавать дзюдо в клубе ЦДКА, потом перешёл преподавателем в Государственный центральный институт физической культуры, где стал знакомиться с видами борьбы народов СССР.
Собственно, дальше должен идти рассказ о его спортивно-научной и спортивно-организационной работе – что писал, кого тренировал, какие соревнования проводил, почему считается одним из создателей самбо, с кем при этом сотрудничал, спорил, конфликтовал, чего добился, а чего нет. Но это разговор долгий, да и достаточно специальный. В нашем рассказе важнее, что начинался 1937 год
Ощепков по множеству причин был обречён угодить под каток репрессий. Но, как выяснилось сегодня, взяли его в порядке почти рутинном – как «харбинца» (проводилась такая массовая «операция НКВД» – сажали бывших работников КВЖД, дальневосточников и т.д.).
Не пытали (возможно, не успели). Только мало кто знал, что этот бритоголовый богатырь – уже давно тяжёлый сердечник, не расстаётся с нитроглицерином.
Он умер в камере на 10-й день ареста от приступа грудной жабы. Сюжет замкнулся: на каторге родился, в застенке ушёл из жизни.
В 1957-м стараниями вдовы (это была его третья жена) реабилитирован. Сегодня во Владивостоке в честь Василия Сергеевича Ощепкова – целый мемориал.
Василий Великолепный и спорт
Похожие новости:
-
Василий березуцкий: «сам отказался от подарка в матче с коста-рикой»
-
Шутки в сторону. василий уткин – о том, почему невозможно работать с тиной канделаки
-
Мельгарехо – замена промесу? василий уткин – о дилемме «спартака»
-
Василий костровский: «бьются за каждого мальчика, способного приносить результат»