Опять поедем на олимпиаду в косоворотках?
Костюм с петухами
Как раньше было легко и просто! До 1980 г. олимпийскую форму в нашей стране разрабатывал Общесоюзный дом моделей Вячеслава Зайцева. Затем на это дело переключился Дом моделей спортивной одежды.
Костюмы шились до 1988 г. в Армении на ереванской фабрике, а после перестройки мануфактуру перевели в Югославию…
Только в 1994 г. на спортсменов начали работать кутюрье — авторскую парадную линию костюмов создал Валентин Юдашкин, снарядив наших атлетов в дорогу на Олимпиады в Лиллехаммер и Атланту.
А в 2002 г. у Олимпийского комитета России (ОКР) начался бурный роман с компанией Bosco di Cillegi. Странно, ведь такой экипировочный контракт обычно заключается, чтобы избежать слишком эпатирующих нарядов.
Кутюрье — они иногда такого могут начудить…
Но наши спортсмены вышли на публику в костюмах, расшитых красными петухами, и с гордой надписью аршинными буквами во всю грудь: Russia. Что-то более аляповатое придумать трудно. Впрочем, эксперименты не закончились. Каждый раз Bosco придумывала что-то новое.
Как вам, например, модели пекинского образца? Знаменосец сборной России Андрей Кириленко шел по знаменитому стадиону «Птичье гнездо» в белых штанах, в рубахе-косоворотке в красный горох, накинутом сверху синем пиджаке и соломенной широкополой шляпе.
Создавалось впечатление, что это дед-пасечник вышел к улью за медом, а не спортсмен приехал представлять свою страну.
Что такое 6 млн. долларов? Тлен…
Bosco постоянно окружают скандалы. Например, эта компания опозорилась на зимних Играх в Турине, когда нарушила закон МОК об агрессивном размещении рекламы. По правилам Олимпийской хартии, реклама фирмы-производителя может быть упомянута лишь единожды.
Но на одних только куртках Bosco налепила два-три своих логотипа.
В итоге лишние значки были заклеены лейкопластырями, отчего спортсмены стали похожи на клоунов. В таком виде они и бродили по Олимпийской деревне. Президент ОКР Леонид Тягачев пообещал разобраться, почему форма была изготовлена с грубыми нарушениями.
Но что-то об оргмерах пока не слышно…
Мало того — в 2007 г., через год после позора в Турине, ОКР умудрился кинуть легендарного французского кутюрье Пьера Кардена! Дело было так: ОКР объявил тендер на право одеть сборную России на Олимпиадах 2008 г. в Пекине и 2010 г. в Ванкувере. Как и положено, начались торги.
Надо заметить, что г-н Карден участвовал в тендере по личной просьбе Л. Тягачева. И по ходу переговоров увеличил первоначально предложенную сумму более чем в два раза — с 7,5 до 19,05 млн. долларов.
Давайте еще раз напишу, чтобы все осознали: великий Пьер Карден, которого пригласил ОКР, давал 19 млн. долларов за то, чтобы одевать сборную России. Но руководство ОКР ему отказало, передав права Bosco, которая предложила… на 6 млн. меньше.
Черная икра ложками
Это называется бизнес по-русски: купить ящик водки, вылить ее и сдать бутылки, чтобы купить водки. Но, кажется, не все так просто в ОКР. Не такие там простые ребята сидят, чтобы запросто швыряться миллионами зеленых.
Видно, есть какая-то причина для такой сильной неровной любви ОКР к Bosco… А где любовь, там и деньги.
Карден-то что? Ушел мусье не солоно хлебавши. Заметил только напоследок: «Я точно знаю, кто никогда не проигрывает в тендере, — его устроитель».
Тонкий намек…
Но «тяжелый брак» ОКР с Bosco продолжается. Г-н Тягачев начинает ворчать: вот, отвлекают спортсменов от состязаний, тащат их чуть ли не до старта в этот Русский дом, организованный Bosco.
Где Сюткин играет на саксофоне, где тамада Таранда, и вообще царит вакханалия.
Еще один скандал, кстати, тогда в Турине на организаторов Русского дома пошло войной отделение Фонда дикой природы. За то, что люди из Bosco и их гости поедали ложками черную икру.
Это даже не купеческая удаль, а какая-то мистика! Не из-за того, что 25 кг икры тогда стоили под миллион рублей.
А потому, что осетры, из которых эта черная икра добывается, давно занесены в Красную книгу.
Зато на следующей Олимпиаде компания Bosco в очередном Русском доме решила потчевать гостей… салом, солеными огурцами и пивом «Балтика». Иностранцы от такого «великолепия» тихо обалдевали, спрашивая у русских, какой сорт пива им предпочесть к «белой рыбе» — семерку или девятку.
Возвращаясь к началу этого материала: почему упомянуты 100 млн. долларов? Потому что сейчас объявлен новый тендер — кто будет поставлять экипировку для сборной России, в частности, на Олимпиаде?2014 в Сочи.
Конкурентов трое — Adidas, розничная сеть «Спортмастер» и все та же компания Bosco di Cillegi. Как заявил гендиректор Оргкомитета Сочи-2014 Дмитрий Чернышенко, претенденты на спонсорство заявили, что могут выложить 100 млн. долларов и более.
Bosco официально подтвердила, что вновь участвует в тендере. Причем в прессе сообщалось, что компания готова одеть сборную за 18 млн. долларов.
Впрочем, и двое других участников тендера оценивают контракт в пределах 20 миллионов.
Окончательный выбор экипировщика будет сделан на VIII Международном инвестиционном форуме Сочи — 2009, который состоится 17-20 сентября.